Новости Оскола » Blog Archives » Нотариусы ни при чем?
Электронная версия газеты Новости Оскола

« ПредыдущаяСледующая »

Нотариусы ни при чем?

21.02.2019

В Областную нотариальную палату направлено представление, но руководство его не поддержало

Не единожды «НО» писали о громком деле, связанном с квартирными махинациями. Напомним ситуацию. В городе орудовала организованная преступная группа (ОПГ), которая криминальным путем завладевала «квадратами» ничего не подозревающих старооскольцев.
Правоохранителям удалось пресечь их бурную деятельность. Один из потерпевших впоследствии выразил благодарность старшему следователю следственного управления УМВД России по г. Старому Осколу Сергею Парьеву (сейчас он занимает другую должность и  является уже начальником следственного отдела отдела полиции №1, — прим. авт.), отправив благодарственное письмо на имя начальника УМВД России по Белгородской области Василия Умнова. «Спасибо за то, что моя квартира снова стала моей», — написал  потерпевший.
На тот момент в ходе следствия выяснилось, что от рук мошенников пострадал не только этот пенсионер, но и еще ряд старооскольцев.

Подписывали, не глядя

Группировка орудовала с 2010 по 2017 годы включительно. Напомним, первоначально образовался криминальный «дуэт», состоявший из официально зарегистрированного индивидуального предпринимателя и женщины цыганской внешности, занимавшейся риэлтерской деятельностью. Мошенники придумали схему обмана. Организатор выявлял квартиры с задолженностью по коммуналке, сообщал подельнице, та втиралась в доверие должников. Представляясь индивидуальным предпринимателем, говорила, что желает арендовать помещение якобы для швейной мастерской. Старооскольцы верили на слово, заключали договоры аренды. Особо не вчитываясь в документы, подписывали не только их, но и бумаги на куплю-продажу.
Представители ОПГ в итоге получали образцы почерка и подписи человека, которые в дальнейшем подделывали. Несколько раз квартиры продавались знакомым членам организованной группы, далее переходили в собственность добросовестным приобретателям, которые не догадывались, что купили жилье с «нехорошей репутацией».
Ряды обманщиков пополнились и иными лицами, прибывшими из Тайшета и Красноярска.
Группа присмотрела квартиру в мкр. Лесной, но, к счастью, завладеть ею не удалось. Мошенники представились правоохранителями, пояснив, что в отношении хозяйки возбуждено уголовное дело, попросили предъявить паспорт, якобы для проверки по базе данных. Далее забрали паспорт и ушли. Вклеили в него фото другой женщины и оформили доверенность на право продажи квартиры одному из членов ОПГ. Однако хозяйка вовремя опомнилась, обнаружила пропажу паспорта и заявила в полицию. Мошенники отказались от плана, но нашли новых жертв. Несчастные даже не знали о том, что их квартиры были проданы. На тот момент какие-то квартиры правоохранителям удалось вернуть, какие-то находились в аресте, люди подавали заявления в суды…
Правоохранители вышли на всех участников преступной группировки. Все пять человек уже осуждены и получили реальные сроки лишения свободы — до 8 лет.

Нотариальная подмога

Отметим, что проходимцы предоставляли нотариусам фальшивые документы. Те, в свою очередь, по собственной оплошности не замечали подлога и оформляли сделки. Фигурировало несколько старооскольских нотариусов и один — губкинский. По каждому делу — свой нотариус. Как пояснили полицейским мошенники, в Губкин они обратились лишь потому, что не удалось попасть сразу к старооскольским нотариусам ввиду их загруженности.
Схемы развода — разношерстные. В одном случае нотариусу члены группировки предоставили абсолютно реальный паспорт. Проходимцы только лишь подобрали очень схожего с фотографией человека и оформили на него документы. В другом случае они вклеили нужную фотографию в выкраденный у жертвы паспорт и также оформили бумаги на подставное лицо.
Действовали искусно. Нотариус мог вполне и не заметить подлога — никто не отменял человеческий фактор. Даже если бы для страховки и сделал запрос в УФМС, ему бы предоставили информацию, которая полностью соответствовала данным паспортов, предоставленных проходимцами, а значит, и повода для недоверия на тот момент не было.
Как пояснил Сергей Парьев, в рамках расследования уголовного дела правоохранители дают правовую оценку всем участникам. В ходе предварительного следствия не было установлено, что нотариусы действовали в составе ОПГ, и причастны к мошенническим схемам, поэтому уголовному наказанию не подверглись.

Спустя рукава?

Умысла у нотариусов, может быть, и не было, зато халатное отношение и формальный подход к работе очевиден. Так, грубую оплошность допустил губкинский нотариус. Дело в том, что ему мошенники предоставили поддельный паспорт, в котором не соответствовала действительности дата выдачи документа потерпевшей (в данном случае мошенники с нуля изготовили паспорт, предварительно каким-то образом узнали личные данные жертвы, правда, допустили ошибку. В дальнейшем бандиты уничтожили документ, — прим. авт.).
— Нотариус не обратил внимание на это, и подготовил доверенность. В последующем она была предоставлена в Росреестр, где сотрудники заметили допущенную ошибку. Документы мошеннику вернули. Поскольку у него не было оригинала паспорта, он сделал копию фальшивого. Далее с помощью программы он загонял ее в фотошоп и исправлял ошибку. С копией поехал снова в Губкин к нотариусу, объяснил, что тот ошибся, поставив неверные данные и просил устранить неточности. Нотариус по копии внёс правки в доверенность, но  такого не должно быть. Данные нужно сверять исключительно с оригиналами. Далее доверенность была предоставлена в Росреестр, и право собственности на квартиру перешло в руки мошенников, — объяснил Парьев.
На допросе сам же нотариус пояснил, что внес исправления в доверенность в связи с тем, что ему был предоставлен настоящий паспорт с ошибочной датой выдачи. Однако данные им  показания не соответствуют действительности и полностью опровергнуты собранными по делу доказательствами.

Без вины виноватый?

Поскольку в данном случае неосмотрительность нотариуса налицо, Сергей Сергеевич направил представление в областную нотариальную палату, так как согласно закону при совершении нотариального действия нотариус устанавливает личность обратившихся за совершением нотариального действия гражданина. Установление личности гражданина должно производиться на основании паспорта или других документов, исключающих любые сомнения относительно личности гражданина. При возникновении у нотариуса сомнений в подлинности документов, удостоверяющих личность гражданина, обратившегося за совершением нотариального действия, федеральные органы государственной власти, выдающие такие документы, обязаны предоставить по запросу нотариуса информацию об их действительности в течении 10 рабочих дней со дня получения запроса.
В связи с этим Парьев просил провести проверку по фактам установленных нарушений законодательства РФ в ходе расследования уголовного дела. По результатам проверки принять исчерпывающие меры к недопущению подобных нарушений законодательства нотариусами Белгородской областной нотариальной палаты в будущем.
Президент Белгородской областной нотариальной палаты инициировал проверку. Однако ответ, который пришел в следственный отдел УМВД, вызывает недоумение. Из него следует, что нотариусы сами решают вопрос о порядке внесения исправления в нотариально оформленный документ и не руководствуются никакими правилами.
В ответе сказано, что Минюстом России в 2000 году были утверждены методические рекомендации, по которым нотариусам рекомендован порядок внесения исправлений в нотариально оформленный документ. Но этот документ необязательный. В 2018 году он вообще был отменен. Кроме того, в ответе указано, что если человека что-то не устраивает, он вправе подать в суд.
«Удостоверение указанной доверенности в судебном порядке не обжаловалось. Подлинность указанной доверенности не опровергнута, также не установлено существенное нарушение порядка ее совершения. На основании изложенного, Правлением БНП не найдено оснований для привлечения нотариуса Губкинского нотариального округа к дисциплинарной ответственности и удовлетворения изложенных в представлении предложений о принятии мер к недопущению нарушений законодательства при внесении исправлений в нотариально удостоверенные документы», — говорится в ответе.
Честно говоря, такая позиция обескураживает. Выходит, что нотариусы могут действовать так, как им заблагорассудится? Зачем нам гарант, который ничего не гарантирует?

Кристина ГОДОВНИКОВА

Рубрики: Актуально   |   Наверх

Обсуждение закрыто.