Новости Оскола » Blog Archives » Честь имею
Электронная версия газеты Новости Оскола

« ПредыдущаяСледующая »

Честь имею

07.11.2019

Как губкинские подростки разгадывали военную тайну
Есть ли в армии дедовщина и «национальный вопрос», кто солдатам готовит еду, сколько получают контрактники и зачем военным пенопласт, мы узнали, побывав в военном городке под Валуйками.
– Я в юности таким оторвой был! По мне тюрьма не просто плакала – рыдала. Дрался – отчаянно. Но, наверное, Господь уберёг как раз для того, чтобы я теперь спасал нынешних подростков. У нас же 36 детей на воспитании. Вот и возим их на раскопки, экскурсии, по местам боевой славы – в те места, что меняют сознание. Понимаешь, невозможно вернуться с Вахты памяти прежним. Что-то переворачивается в тебе и любовь к стране, патриотизм становятся не просто безликими словами. Ты начинаешь этим жить. Ну всё, приехали, – Александр останавливает машину и объясняет, что дальше «поедем в автобусе со всеми».

Заповедь разведчика

Все – это воспитанники поискового клуба «За Родину!» и несколько взрослых. Наш путь лежит в Валуйки, в военный городок, где базируется
3-я Вислинская мотострелковая дивизия «Орденов Кутузова и Суворова», – добавляет встретивший нас на КПП майор Александр Лукин. Сегодня он будет нашим экскурсоводом.
– Вот здесь у нас Сквер доблести (розы сажали мы и комбинат бытового обслуживания), Аллея героев, комнаты информирования и досуга, чайные комнаты, храм, плац, где собирается много военных, – показывает замкомандира войсковой части №22263 по военно-политической работе.

 

DN4A4409 DN4A4696 DN4A4688 DN4A4483

– Александр, а много – это сколько?
– Военная тайна, – обаятельно улыбается наш проводник.
Под запретом и съёмка современной техники, которой тут хватает. Зато в учебных классах можно не только снимать, но и трогать экспонаты. Манекены шахидов, растяжки, амуницию – здесь есть всё, чтобы из новичка сделать профессионального разведчика. «А знаете, сколько на себе несёт разведчик, если уходит на задание на неделю? – спрашивает майор Лукин. Ребята молчат. И тогда он выдаёт. – 40 килограммов! Представляете?»
Даже я при своих 62 кг слабо представляю, как просто устоять на ногах, если добавить четыре десятка «кэгэ».
А замкомандира рассказывает дальше. О том, почему не стоит поднимать даже безобидные с виду предметы. Ведь даже книгу можно «нафаршировать» взрывчаткой. И смартфон станет опасен, если над ним «поколдуют» террористы. Александр показывает и книгу, и гаджет с минными «начинками».
– Первая заповедь сапёра: не ты ставил, не тебе снимать, – продолжает наш провожатый. – О чём она? Если увидел растяжку или заминированный объект, прежде чем обезвреживать, подумай. Импульсивные действия ни к чему хорошему не приведут.

Год – за два

Переходим к воссозданному в 3D-масштабе макету местности. Его военные делали сами из пенопласта, раскрашивали гуашью. В ход также пошли леска, проволока, зубочистки, детский конструктор.
В следующем классе под стеклом – множество точных копий бронетехники. Самая маленькая – американский БТР ACAV. Заказывали аж во Владивостоке за 900 рублей, во столько же обошлась доставка. А внимание взрослых вызывает форма разведчика Бундесвера. «Добротно сделана, – замечает Юдин. – Некоторые поисковики спарывают знаки и шевроны и надевают на раскопки. Не то, чтобы мы пропагандируем, но форма хорошая, удобная». Лукин соглашается, что да, качественная.
– Но у нас сейчас тоже форма по высшему разряду. Нет никаких подворотничков, пуговиц, всё удобно, на липучках, с проветриванием, чтобы циркуляция воздуха была, – замечает замкомандира.
– А что же, есть сейчас дедовщина или нацпроблемы? – интересуется Юдин. – Я на срочке на день по три раза дрался, «крепил дружбу народов». Кого-то неуставные отношения сломали, а мне дагестанцы до сих пор на дни рождения звонят, поздравляют.
– Нет у нас ни того, ни другого. Да и откуда им быть? Новобранцы вместе пришли, вместе через год ушли. А часть у нас многонациональная, так что дружба народов безо всяких кавычек, – отвечает майор.
– А что за год-то можно успеть? Вот раньше – да! Год теорию осваиваешь в учебке, а потом год практика, – не отстаёт руководитель поискового отряда.
– На самом деле за год успеваем всё то, на что раньше уходило два года. Дело не только в интенсивности обучения и новых методах. Просто из армии почти ушли хозработы. Сейчас обеды готовят повара (солдаты выбирают блюда по принципу шведского стола), ремонтами занимаются ремонтники, а новобранцы учатся быть воинами (но казармы при этом убирают сами). И это правильно. Армия существует на налоги россиян, и за эти немалые деньги люди вправе требовать, чтобы защитник родины не на кухне торчал, чистя картошку, а становился бойцом, – говорит Лукин. – А практика никуда не делась. Так же, как и раньше, выезжаем на два месяца в поля, с палатками и буржуйками, так же совершаем марш-броски.
Интересуюсь у Александра, когда ему на пенсию. «Через пять лет», – поясняет 33-летний майор. А есть ли своё жильё. Оказалось, есть, и давно, так что тыл семье Лукиных государство давно обеспечило. Что же до зарплат, поясняет, что она зависит не только от звания, но и от должности. Зарплата контрактника стартует с 30 тысяч рублей. Майор получает от 50 тысяч и выше. В общем, стимул связать жизнь с армией есть.

Хорошие люди

Пока взрослые обсуждают житейские проблемы, мальчишки и девчонки получают холостые патроны и переодеваются для стрельб. Нужно ли говорить, что эта часть программы стала самой крутой? Получив два рожка, мы стреляли и одиночными, и очередями. Кто-то в первый раз, для кого-то это не в новинку. А Юдин такую серию выдал, что мальчишки насели: «Александр Николаевич, научите и нас так!» Он отшучивался, но видно, что внимание ребят приятно.
– Как же здорово, что нашим детям доступны такие вот поездки! – говорит педагог станции юных туристов Елена Мельникова. – Смотрите, тут же разные возрасты, и старшие заботятся о младших, младшие равняются на старших, появляется взаимовыручка. Дорога сплачивает ребят, они обсуждают увиденное. А о патриотизме и говорить нечего – и так всё понятно. Мне кажется, из воспитанников клуба вырастут люди, неспособные на плохие поступки. Хорошие люди.
…Объевшись вкусной солдатской каши, двинулись в обратный путь. Три часа — и мы снова в Губкине, где нас встречали родители. Когда уже собиралась уходить, меня окликнули:
– Пожалуйста, передайте Сергею Сергеевичу (Солодянкину, управляющему директору комбината КМАруда, – прим. авт.) от родителей огромное спасибо за эту поездку, и не только! То, что он делает для наших детей – это очень важно. Очень!

Лариса УЛЬЯНЕНКО

Рубрики: Актуально   |   Наверх

Обсуждение закрыто.