Новости Оскола » Blog Archives » В Питер на «майские»
Электронная версия газеты Новости Оскола

« ПредыдущаяСледующая »

В Питер на «майские»

10.06.2021

Часть 5. «В Петербурге сегодня дожди…»

Во второй активный день нашего пребывания в Питере прогнозы синоптиков сбылись чуть больше, чем полностью. С утра небо заволокло свинцовыми тучами, то и дело срывался мелкий моросящий дождь. Но не льет же, как из ведра – поэтому выходим гулять! На улице оказалось, что дождь – это меньшая из бед. Главной проблемой, плохо совместимой с комфортным променадом по достопримечательностям, стал шквальный, пронизывающий насквозь ветер. На коротком семейном совете быстро решили сегодня просто так не шляться, а сразу же направиться в какой-нибудь музей. Ну, лишь бы там не было кошек (зачеркнуто) «рисования» — мы учимся на ошибках.  Выбрали «Кунсткамеру» — во-первых, это может быть интересно 11-летнему ребенку, во-вторых, на удивление близко к нашему жилью: 1,5 км. Соответственно, такси – всего 120 руб. И это с пометкой «высокий спрос»! Едем, конечно!
На месте радость от дешевой и быстрой транспортировки мгновенно улетучилась.  Ибо транспортировка эта по сути оказалась бессмысленной. «Кунсткамера» — «кабинет редкостей», в настоящее время Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого, оправдал свое название, что называется, с порога. Небывалой по современным меркам редкостью, открывшейся нашему взору, стала очередь в билетные кассы, растянувшаяся метров на сто! И это под дождем, как уже сказал, на ледяном ветру, только здесь еще более промозглом в силу близости к Неве. Вот это жажда прекрасного!  Или все же ужасного?
«Чтоб два раза не вставать», сразу скажу, что «Кунсткамеру» мы не в этот день, но все-таки посетили. Случилось это в один из последних дней пребывания и без всяких очередей! Думаете, упал спрос? Ничего подобного! Живая очередь и в этот раз была грандиозной. Но к тому моменту мы, вспомнив, что живем в XXI веке, уже освоили «электронный Санкт-Петербург». Да-да, практически в любой музей Питера преспокойненько можно купить электронные билеты.
«Кунсткамера» устойчиво ассоциируется у большинства с консервированными в банках уродцами. На самом деле им уделена лишь одна экспозиция, а всего их там, на секундочку, 16! Вот их наименования, дающие мало-мальское представление о музее: «М.В. Ломоносов и Академия наук XVIII века», «Первая астрономическая обсерватория Академии наук», «Готторпский (Большой Академический) глобус», «История здания Кунсткамеры», «Первые естественнонаучные коллекции Кунсткамеры» — собственно, уродцы и есть, «Северная Америка», «Латинская Америка», «Африка», «Индокитай», «Индия», «Индонезия», «Япония», «Монголия», «Китай», «Корея», «Ближний и Средний Восток».
Экспозиции, носящие наименование стран и регионов, представляют собой собрания предметов, отражающих особенности различных этносов, их историю, культуру, быт. Перефразируя известное выражение – «вместо тысячи учебников»!
Что же до экспозиции с уродцами, то, безусловно, это очень уничижительное и совершенно глупое обозначение приобретенной еще Петром I коллекции голландского анатома Фредерика Рюйша. Рюйш был величайшим мастером своего дела, «возведшим анатомию в ранг искусства». Голландец бальзамировал не только эмбрионы и погибших новорожденных с генетическими отклонениями, но кости, ткани, органы и даже сосуды (!) взрослых людей, а также животных, умерших от различных болезней. Для понимания, насколько он в этом преуспел и насколько этим гордился, вот одно из его высказываний: «Я уже много лет поддерживаю препарат заспиртованной недоношенной девочки в таком состоянии, что кажется, будто душа все еще живет в этом теле. На коже у девочки нет ни морщинки, а цвет остается таким естественным, что она могла бы служить моделью художника. Такое впечатление, что она умерла минуту назад». Как вам такой мастер-класс по самопиару?

 125 124

Чтобы привлечь к коллекции массового зрителя и при этом снизить шокирующий эффект, ученый некоторые свои экспонаты украшал кружевами и драгоценностями. Сложно сказать, насколько рюшечки на детских трупиках способны умилить современных эстетов, а вот современники великого анатома, говорят, уходили растроганными. Реакция же моей детки на увиденное меня несколько удивила. Она была абсолютно нейтральной. С тем же лицом он несколько минут назад рассматривал индейцев и эскимосов. На мое осторожное: «Ну, как тебе?» последовало: «Нормально. Интересно» — совершенно будничным голосом. Нормально? Серьезно???
…Но вернемся все же в день, когда нам суждено было «обломаться» с «Кунсткамерой». Снова вызываем любимое такси – едем в центр. Там берем двухчасовую обзорную экскурсию по городу в комфортабельном туристическом автобусе. Не далее чем вчера мы уже были в «обзорке», поэтому вы вправе усомниться в адекватности этого поступка. Но, поверьте, он был вполне себе адекватен! Особенно если принять во внимание тот факт, что черное питерское небо прекратило плакать противным дождем и разразилось крупными хлопьями снега! Фраза «в комфортабельном автобусе» все и решила.
Удобно устроившись, еще до конца не отогревшись, слушаем анонс предстоящего путешествия. Гид сообщает, что на маршруте нас ожидает три остановки по 20 минут каждая, во время которых нам предоставляется право свободного выгула в заданных локациях. «Да ладно! Час из двух оплаченных – на то, что мы могли бы получить и без их участия? Вот спасибо! И потом, неужели кто-то по такой погоде в самом деле покинет автобус?» — подумалось мне в тот момент. И что бы вы думали? Да, конечно! Наш турист, если уж заплатил за что-то, обязательно свое заберет! А платили мы, что ни говори, все же не за сидение в автобусе, а потому на первой же остановке все дружно вывалились из теплого салона в снежный питерский май – кидать монетки в Чижика-Пыжика.

Памятник Чижику-Пыжику — самый маленький монумент в Санкт-Петербурге, его высота всего 11 сантиметров. Он красуется на набережной Фонтанки у Первого Инженерного моста и представляет собой, собственно, бронзовую птичку. Памятник чижику довольно молодой – установлен в 1994 году, а вот история происхождения самого понятия «чижик-пыжик» имеет давние корни. В XIX веке на набережной Фонтанки основали Императорское училище правоведения. Его студенты носили зеленые мундиры с желтыми петлицами и манжетами, которые напоминали оперение чижей. А зимой надевали пыжиковые шапки. Существует версия, что будущие юристы гордились своим положением и вели себя слишком важно и высокомерно, то есть пыжились. За все это их так и прозвали. Ну и выпить были не дураки, помните же, да:
— Чижик-Пыжик, где ты был?
— На Фонтанке водку пил.
Выпил рюмку, выпил две —
Закружилось в голове.
Неказистый памятник отчего-то стал культовым объектом, и сейчас к нему даже специально возят туристов. Существует традиция кидать в него монетки, конечно же, загадывая желания. Покидали и мы, а как же!
Следующая остановка – Смольный собор. Это первый, а может и главный, питерский долгострой. Строительство по проекту Растрелли началось в 1748-ом и завершилось в 1835 году. Собор действующий, так что верующие туристы смогли поставить свечки, прочие – просто оценить внутреннее убранство.
В промежутках между самостоятельными прогулками нам, конечно, много рассказывали об архитектуре и истории Санкт-Петербурга. Что-то из этого мы уже слышали во время водной экскурсии, что-то было новым. В целом довольно познавательно и интересно. Венчала культурную программу остановка у питерских сфинксов на Университетской набережной. Любопытным фактом является то, что это не копии египетских человекольвов, а подлинники – сфинксы Аменхотепа III, привезенные в Санкт-Петербург из Египта в 1832 году, в период так называемой «египтомании», начавшейся в ту пору в Европе и распространившейся на Россию. Говорят, изначально фигуры древних чудовищ вызывали у горожан неприятие, однако вскоре пристань со сфинксами стала одним из любимых мест горожан и породила новые городские легенды.
Погода к моменту последней остановки окончательно сошла с ума, и никто (!) из нашей временной компании фотографироваться со сфинксами не рискнул, ибо путь в двести метров по набережной обещал стать отнюдь не романтической прогулкой. Зато все дружной толпой завалились в магазин сувениров, аккурат возле которого и остановился наш автобус. Да-да, все турфирмы мира зарабатывают на этом трюке дополнительную копеечку! Питерские – не исключение. Помимо сувениров, в магазине оказалось еще и кафе с вкусным, недешевым, но главное – горячим кофе. Это было сейчас максимально актуально! «Три раза гостил в вашем городе ранее – всегда было солнечно…» — поделился я с гидом. «Ну вот, а теперь Питер явил вам свое истинное лицо!» — со странной интонацией близкой к злорадству ответила наша экскурсовод. Я вернулся в сувенирный отдел и купил блокнот со стилизованным изображением зонта, дождя и бутылки вина. Комплект гармонично венчал текст: «Из Петербурга – с апатией и безразличием».

Часть 6. «Боже, храни полярников…»

Впрочем, апатии и депрессии в Питере – это больше про самих питерцев. Туристам ненастная погода настроение, конечно, портит, но не настолько. Вот и мы, упаковавшись в арендованную у родственников зимнюю одежду, почувствовали себя чуть ли не полярниками, готовыми к любым климатическим издержкам. Настроению соответствовала очередная экскурсия – на ледокол «Красин». Как уже писал ранее, пришвартованный в конце 80-х на вечную стоянку на набережной Лейтенанта Шмидта, в настоящее время он является действующим музеем.
Посетителям рассказывают об истории ледокольного флота, об исследованиях Арктики, об участии ледокола в полярных конвоях в годы Великой Отечественной войны. В экскурсию входит прогулка по палубе, осмотр кают офицера, капитана и начальника научной экспедиции, кают-компании, капитанского мостика: рулевой и штурманской рубки.

 

122

Наиболее интересной историей, прославившей «Красин» на весь мир и рассказываемой посетителям, является следующая. В 1928 году при возвращении с Северного полюса потерпел катастрофу дирижабль «Италия». Оставшиеся в живых члены экспедиции генерала Умберто Нобиле и он сам оказались среди ледяной пустыни. Из всех судов, посланных на выручку, лишь «Красин» смог добраться до ледового лагеря экспедиции и спасти людей. Эта история легла в основу совместного советско-итальянского фильма «Красная палатка» (1969 год), снятого Михаилом Калатозовым. Главные роли в нём исполнили Питер Финч, Шон Коннери (тот самый Бонд!), Клаудия Кардинале, Юрий Визбор, Никита Михалков, Юрий Соломин и другие. Потрясающий состав, согласитесь!
В общем, это была, пожалуй, первая экскурсия, которая зашла нашему мальчику «на ура». Впрочем, как бы и неудивительно. Удивительным для нас стало восприятие им другого музея, расположенного также на Васильевском острове.

Часть 7. Искусство не для всех

Музей современного искусства «Эрарта» — это множество экспозиций, в которых представлены авторские выставки картин, фотографий, инсталляций, скульптур, выполненных в совершенно разных стилях и объединенных одним единственным общим свойством – это всё неординарно! В эпоху, когда все значимое в искусстве уже до тебя кто-то сделал, «выстрелить» может только нечто очень оригинальное, иногда провокационное, иногда просто концептуальное. Определенно, что-то очень нетривиальное! Приверженцам классики такое «заходит» не всегда, некоторым и вовсе многое из современного искусства кажется уродством. И вот в такое место «притащили» мы 11-летнего ребенка. И что бы вы думали?

 

131 132

 

С первого же зала дите наше стало проявлять явный интерес почти ко всему! Мы видели уже, как он может этот интерес до поры до времени симулировать (дабы не расстраивать нас, по всей видимости), но тут все было по-настоящему! Он чуть ли не ощупывал 3D-картины (а их и в самом деле хочется потрогать!), фотографировал какие-то экспонаты и, что самое прекрасное, пытался рассуждать о смыслах, вложенных авторами в различные сложноконцептуальные инсталляции! Даже «рисование» на сей раз вызвало у него живой отклик, наверное, потому, что большинство картин имели гротескный, карикатурный характер, и, по всей видимости, соответствовали актуальным для него чувствам. В общем, современное искусство – современным людям! А дети наши как раз и находятся в авангарде этой самой современности. Это их мир.

Заключение

И «под занавес» отвечу на вопрос, наиболее часто задаваемый мне в последние недели: ну и, как думаешь, «прививка прекрасным» удалась? Сработает? — «Ребята! Качество «прививки» может определить только столкновение с «вирусом».

 

133

 

Есть вероятность, что я никогда об этом не узнаю, но, надеюсь, сработает! Это важно, но, пожалуй, не главное. А главное – это общение с детьми, которого, что ни говори, недостает в обычной, загруженной работой и бытом, жизни. И такие путешествия – будь они в культурную столицу или же в какую-нибудь глушь – лучший способ восполнить пробелы. Путешествуйте! Любите и балуйте своих детей! Ведь, как сказал классик, «никто не знает, что их ожидает в будущем».

Андрей ДУБРОВИН, фото автора

Рубрики: Uncategorized   |   Наверх

Обсуждение закрыто.