Новости Оскола » Blog Archives » Не музыкант, а мыслитель
Электронная версия газеты Новости Оскола

« ПредыдущаяСледующая »

Не музыкант, а мыслитель

10.10.2022


Фотоэкспозицию из музея представил почётный гость форума Даниил Топольский, студент Ростовской государственной консерватории им С.В. Рахманинова. В дружеской атмосфере он поведал юным старооскольским музыкантам о жизни и творческой деятельности известного русского пианиста, воспринимавшего музыку, свет и цвет как единое целое. Как известно, современники называли Александра Скрябина композитором-философом, мыслителем со своими видением мира. Он был первым, кто начал использовать в своих концертах концепцию свето-цвето-звука, для того чтобы передать идею всеединства и преображения мира.

🖌 Музыка нас связала

Великий композитор рано потерял свою мать, Любовь Петровну, и очень редко виделся с отцом, Николаем Александровичем, но всё же у него было счастливое детство. Маленький Саша происходил из небогатого дворянского рода. Дед пианиста был военным, а тётушка Любовь Александровна стала первым проводником мальчика в мир музыки. Именно она вместе с бабушками Елизаветой Ивановной и Марией Ивановной заботилась о маленьком Саше после ранней смерти матери, которая происходила из семьи художников Императорского фарфорового завода. Она имела дипломы пианистки и свободной художницы. Отец будущего композитора был дипломатом и большую часть жизни провёл за границей, приезжая в Россию только в отпуск. Летом 1897 года Александр обвенчался с Верой Исакович. Она была талантливой пианисткой и часто включала музыку мужа в свои концертные программы. У них было четверо детей, двое из которых — Римма и Лев — умерли совсем юными. В 1905 году первый брак распался. Второй женой стала Татьяна Шлёцер, племянница профессора Московской консерватории, так же успешно занимавшаяся музыкой. Их сын Юлиан был любимцем родителей. Он унаследовал музыкальную одарённость отца и подавал большие надежды как композитор. После внезапной смерти мужа и трагической гибели сына Татьяна Шлёцер стала хранительницей наследия Скрябина и основательницей Мемориального музея композитора.

🖌 Зарождение скрябинского искусства

Сам же Александр Николаевич, обучаясь в кадетском корпусе, брал уроки музыки у знаменитого педагога Н.С. Зверева. Именно на его воскресных вечерах он и Сергей Рахманинов впервые стали играть свои первые сочинения. В 1885 году Александр начал заниматься у знаменитого музыкального педагога Танеева и запомнился ему как «маленький кадет с поразительным слухом». В 1887 году он поступил в московскую консерваторию в класс Василия Сафонова, педагога, дирижёра и общественного деятеля. Тот выбрал его сам — Василия Ильича привлекал талант молодого пианиста и мягкий, утончённый тип скрябинской игры. В своём раннем творчестве Александр испытывал сильное влияние Фредерика Шопена. Оно проявлялось, в том числе и в выборе жанров: ноктюрны, вальсы, полонезы, мазурки, прелюдии, этюды и другие. В ноябре 1888 года он в первый раз участвовал в концерте студентов консерватории. О его выступлении писали так: «Игра этого молодого виртуоза, судя по костюму — ещё ученика гимназии, отличалась большим разнообразием и характерностью, ясно обрисовывавшими исполняемые номера». В 1888-1889 годах Скрябин обучался одновременно в кадетском корпусе и в консерватории. Несмотря на это, ему удалось окончить корпус с достаточно высоким средним баллом — 9,17 из десяти. В мае 1892 года Александр окончил Московскую консерваторию с малой золотой медалью. 11 февраля 1894 года в Санкт-Петербургской консерватории состоялся его первый авторский концерт.

🖌 Творческий путь

Во время учёбы в консерватории Скрябин «переиграл» правую руку. Со временем ему удалось восстановиться, но эта слабость подтолкнула к созданию произведений для левой руки — Прелюдии и ноктюрна. Весной 1905 года в Париже под руководством знаменитого дирижёра Артура Никиша с большим успехом состоялось первое исполнение Третьей симфонии («Божественной поэмы»). Создание этого произведения заняло два года. «Поэма экстаза», написанная Александром Николаевичем в 1904-1907 годах для большого оркестра, стала одной из кульминационных точек его творчества. Кроме музыкального, в творчестве Скрябина есть и поэтическое произведение, названное «Поэма экстаза». В нём, как писала Татьяна Шлёцер, композитору удалось выразить в сжатой и идеально-художественной форме почти всё своё миросозерцание.
В 1910 году Скрябина пригласили участвовать в «волжских гастролях». С конца апреля до конца мая 1910 года в Рыбинске, Ярославле, Костроме, Нижнём Новгороде, Казани, Самаре, Саратове, Царицыне и Астрахани были даны симфонические концерты, на которых звучал и фортепианный концерт Александра Николаевича. Партию фортепиано исполнял автор.

В 1910 году была завершена симфоническая поэма «Прометей» — первое в истории произведение, в котором соединились музыка, свет и цвет.
Скрябин скончался от сепсиса, наступившего в результате карбункула на верхней губе. В последние годы жизни, 1913-1915 гг., он активно работал над созданием «Предварительного действа» — произведения, оставшегося, к сожалению, незавершенным. Кроме музыкального поприща, он усердно трудился и над поэтическим текстом к «действу». В фондах музея сохранилось несколько тетрадей с черновыми записями. Сам же Мемориальный музей — это уникальное место, которое хранит наиболее значимые воспоминания о русском пианисте, который на сегодняшний день является кумиром для многих начинающих музыкантов. Например, в этом пространстве можно найти модель светового аппарата для сопровождения поэмы «Прометей» для реализации той знаменитой «фишки» пианиста — синтеза звука и света.

🖌 «Не самый простой»

Произведения Скрябина знают и любят старооскольские юные артисты. Правда, до конца понять и по-настоящему осмыслить творчество великого музыканта и его идеи практически невозможно юным учащимся в музыкальных учреждениях. Что и говорить, даже немногим взрослым это дано. Как известно, одни считали композитора — профессионалом, талантом, другие — сумасшедшим.
Во время лекции, проведя в большой зал присутствующих ребят, их более подробно познакомили с биографией Александра Николаевича Скрябина. На мероприятии можно было послушать главные произведения из творческого пути музыканта и ознакомиться с их разбором: вальс, соната для фортепиано №9, №4, симфония №3 — «Божественная поэма», «Прометей».

— Скрябин — это не самый простой композитор. Он родился на Рождество и впоследствии придавал этому огромное значение. Александр Николаевич без всякого стеснения называл себя Мессией, «вестником особых знаний». Композиторы того времени писали о том, что происходит с ними и с их страной. Скрябин принципиально не писал об этих темах. Он старался выходить из всех границ, разрушать их, и изобрести нечто своё — уникальное и неповторимое, ломая стереотипы. В главном его произведении, отраженном лишь в набросках, «Мистерии», должен был появиться хор, который бы использовал лишь дыхание для дополнения композиции. Её он так и не успел написать, а ведь она должна была длиться 7 дней, — время, когда гибнет старый, изживший себя мир, по задумке автора, и начинается новый. А сам Скрябин говорил: «Я представляю себе какую-то музыку, совсем не такую, какую сочиняют теперь. В ней будут как будто те же элементы, что и в нынешней музыке — мелодия, гармония, но всё это будет какое-то совершенно иное!» — рассказал Даниил о великом виртуозе местным начинающим музыкантам.

А 6 октября, в 12.00, в ДМШ №5 состоятся мастер-классы лауреатов Международных конкурсов, артистов Государственного академического Большого симфонического оркестра им. П.И Чайковского — Сергея Костылёва (скрипка), Антона Сильвертова (флейта), Фёдора Землеруба (виолончель) и Антона Шпарварта (труба). А также в 18.00, в тех же стенах, пройдёт круглый стол для преподавателей и участников Форума. Вновь атмосфера классической музыки заиграет как для молодых слушателей, так и для более зрелых.

Ольга НОВА

Рубрики: Uncategorized   |   Наверх

Обсуждение закрыто.