Новости Оскола » Blog Archives » Глашатай польского восстания
Электронная версия газеты Новости Оскола

« ПредыдущаяСледующая »

Глашатай польского восстания

07.11.2012

Адам Мицкевич почитается поляками, литовцами и белорусами как их национальный поэт, поскольку детство и молодые годы протекли в Белоруссии и Литве, находившихся под юрисдикцией Польши. 24 декабря 1798 года на хуторе Заосье, близ города Новогрудка, в семье адвоката Миколая Мицкевича родился сын, наречённый Адамом. Студенческие годы, а затем – учительство в городе Ковна, дали юному Адаму не только основательное филологическое образование, но и открыли перед ним широкий мир европейской мысли и поэзии.  У юноши появилась тяга к общественной деятельности, и он с небольшой группой друзей основал тайное общество «филоматов» («любящих науку»). Многие из кружковцев оставили свой след в литературе. Великим стал только один.
В политическую атмосферу эпохи, гениально прочувствованную автором, входит как неотъемлемая часть «Ода к молодости», распространяемая в списках. А через десять лет её печатают как боевую прокламацию варшавских повстанцев. Такое соотношение между поэзией и действительностью останется для Мицкевича характерным на все годы его славы, начиная с публикации первого тома «Поэзии»  в 1820 году.
В октябре 1823 года царские власти напали на след филоматско-филаретских организаций, и в следственной тюрьме оказался Адам со своими товарищами. Мицкевич благодаря своей осторожности и сдержанности ближайших друзей подвергся наказанию сравнительно мягкому: высылке во внутренние губернии Российской Империи. 25 октября 1824 года он выезжает из Вильна в Петербург в дни знаменитого наводнения, описанного Пушкиным в «Медном всаднике». В столице поэт знакомится с Рылеевым, Бестужевым, Пушкиным, Жуковским, Дельвигом. Самый же значительный и самый известный факт – сближение Мицкевича с Пушкиным осенью 1826 года. Вот как описывает Александр Иванович Герцен эту встречу: «Он встретил на минуту Мицкевича, этого другого славянского поэта. Они протянули друг другу руки, как на кладбище. Над их головами бушевала гроза…». Пушкин переводит на русский язык несколько баллад Мицкевича, а польский поэт в стихотворении «Памятник Петру Великому» представляет Александра Сергеевича, как олицетворение свободолюбивых устремлений России, веры в падение самовластия. Взаимный творческий интерес, взаимоуважение поэтов пережили труднейшие испытания разгромленного царизмом польского восстания 1830 года и достаточно серьёзные расхождения в политических взглядах. Если в поэзии Пушкина Пётр Великий – победитель шведов, строитель новой России, прорубивший «окно в Европу», то Мицкевич укоряет Петра за бездарно построенную столицу на Неве, скопировавшую ряд городов Запада.
У зодчих поговорка
есть одна:
Рим создан
человеческой рукою,
Венеция Богами создана,
Но каждый
согласился бы со мною,
Что Петербург
построил сатана.
Вогнать велел он
в недра плавунов
Сто тысяч брёвен —
целый лес дубовый!
Втоптал тела
ста тысяч мужиков,
И стала кровь
столицы той основой.
Ссылка не повлекла за собой ослабление творческой энергии Мицкевича. Наоборот, талант его окреп, возмужал, засверкал новыми гранями. Цикл лирических стихотворений, созданный в Одессе, рождает собой новые черты: жизнерадостность, изящество,  редкую музыкальность, обилие житейских реалий, а подчас – ироническое восприятие поэтом-романтиком пошлой обыденщины так называемого «света». Создание знаменитых «Крымских сонетов» отмечено обращением к творчеству Адама виднейших поэтов и серией удач, украшающих историю русского перевода.
А Варшава готовилась к восстанию… И одной из искр, воспламенивших молодых патриотов, стало крупнейшее из созданных в ссылке произведений Мицкевича — поэма «Конрад Валленрод», в которой конфликт между частным интересом и патриотическим долгом безоговорочно решается в пользу последнего.  В 1848 году Мицкевич организует польский легион, сражающийся за свободу Италии. Затем он выезжает с политической миссией в Константинополь, где формировались польские легионы для участия в военных действиях на стороне Турции. Здесь и завершилась его скитальческая жизнь: заболев холерой, поэт умер 26 ноября 1855 года. Похоронен он в саркофаге Вавельского Кафедрального собора в центре Кракова. И хозяева, и гости города с цветами спускаются в подземелье, где нашёл вечный покой классик польской литературы Адам Мицкевич.

Юрий ГРАДИНАРОВ

В ТЕМУ

Не напоминает ли наш сегодняшний день засилье иноземцев в России, описанное великим поляком?
Афишам и таблицам
счёта нет:
«Сенатор и начальник
управленья
При комитете
польских дел, Ахмет,
Киргизский хан».
А рядом не хотите ль:
«Monsieur Жоко, начальных школ смотритель,
Придворный повар,
сборщик податей,
Играл в оркестре.
Взрослых и детей
Парижскому акценту
обучает».
Другая надпись
миру сообщает:
«Миланец Джокко,
поставщик колбас
Для царских служб,
уведомляет вас,
Что в этом доме он
откроет скоро
Девичий пансион…»

Рубрики: Актуально   |   Наверх

Обсуждение закрыто.