Новости Оскола » Blog Archives » О тех, кому по пути
Электронная версия газеты Новости Оскола

« ПредыдущаяСледующая »

О тех, кому по пути

05.12.2012

Путешествие автостопом: преимущества, правила  и «подводные камни»

С тех пор, как на земле возник транспорт, появились люди, которые путешествуют автостопом. Заманчивая простота: вышел на дорогу, поднял руку – и попутный транспорт везёт путешественника в новые, неизведанные доселе места.

Как всё начиналось

Считается, что автостоп – детище американской субкультуры хиппи. Однако в незапамятные времена, когда Колумб ещё и не открыл Америку, по дорогам Руси уже ковыляли от одного святого места к другому толпы паломников. В лучших традициях теперешнего автостопа люди эти прибивались к обозам и питались подаянием, а ночевали в стогах и придорожных кустах, поскольку палаток и лесополос тогда не было. Ходили паломники босиком и в рубище, отращивали такие космы, что любой хиппарь сгрыз бы от зависти все свои фенечки и хайратники, и проповедовали нестяжательство и отказ от собственности, поскольку в Библии написано чёрным по белому — «будьте как птицы небесные, которые не сеют, не жнут — а сыты бывают, ибо отец наш небесный питает всех».
Потом американцы, как обычно, спионерили у русских идею, обозвали своих американских бродяг красивым словом «хиппи» и добавили к их нехитрой идеологии свободную любовь и рок-н-ролл. А самое главное — дали рекламу, которая наше всё!

Что же заставляет людей отправляться автостопом? У каждого своя причина. Кто-то ищет приключений, кто-то — новой жизни. Есть те, кто в путешествии попал в трудную ситуацию.

— Осенью в ненастную погоду на окраине города встретил мужчину в футболке и шортах. В том, в чем его после ограбления оставили. Пытался вернуться домой больше, чем за тысячу километров, но не унывал. Веселый дядька! — рассказывает Сергей Королев, гость нашего города и один из множества автостопщиков нашей страны. — Когда заплатил водителю и едешь, то ты расслабляешься, доверяясь тому, кто везет, в автостопе же ты всегда следишь за дорогой, и стремишься держать свой разум начеку. Это тренирует внимательность, наблюдательность, а общение способствует развитию личности.

Как ездить автостопом

— Многие считают, что это «халявный» метод проезда. Но это не так, потому что автостоп — это обмен. Твоей валютой в поездке является общение, так как для водителя попутчик — это возможность разбавить монотонность дороги и получить удовольствие от общения, пока ты наматываешь километры к своему пункту назначения, — продолжает Сергей. – Главное в пути – общительность и лёгкий характер.

Вообще, новичкам рекомендуется ездить с более опытным стопщиком или хотя бы не в одиночку: две головы лучше, чем одна.

С собой лучше всего иметь запас воды, из еды — продукты не скоропортящиеся и питательные, одежду, документы и что-нибудь, помогающее не спать. Поездка иной раз затягивается на несколько часов, а то и дней, и не спать очень важно, чтобы поддерживать беседу, следить за дорогой и обстановкой. Не помешает дождевик и палатка на случай ночевки в чистом поле.

С собой нужно иметь карту. Всегда, конечно, можно доехать до ближайшего населенного пункта, и сориентироваться от него, но это потеря времени и перерасход еды. Ещё нужны аптечка,  зажигалка, спички, предметы личной гигиены и смена белья. Ну и немного денег – на всякий пожарный случай.

Опасности автостопа

Главная опасность автостопа — сесть не в ту машину. Сев в машину, вы уже не сможете просто выйти на ходу. Потому очень важно уметь разбираться в людях. Стопщики рекомендуют не садиться к водителям, кажущимся сомнительными, нетрезвыми, а также к лицам других национальностей, чтобы случайно не попасть на проявление национализма. Лучшие спутники —  дальнобойщики или солидные люди, путешествующие из города в город по работе или делам. Новичкам лучше не ездить далеко, сначала попробовать добраться до ближайших городов. Порой случаются и трагедии… Были и сбитые на трассе, и пропавшие без вести. Именно потому при путешествии «стопом» стоит быть бдительным. По законам безопасности, если группе приходится по каким-то причинам разделиться, последним всегда уходит самый опытный. Однако если в группе есть девушки, первыми уходят они, даже если в группе один парень, и он путешествует в первый раз. Перед этим группа выбирает место встречи. Замыкающий по очереди сажает в попутки всю группу и каждому водителю говорит, где нужно высадить пассажира. Он же должен записать номера и марки машин, увозящих к месту назначения членов группы и предупредить об этом водителя – особенно, если в группе есть девушки. Бережёного Бог бережёт.

— Когда шли на море, в Богучарах простояли почти три часа, хотя стопили по всем правилам: за постом ГАИ, перед поворотом, – вспоминает стопщица со стажем Инна. —  Вдвоём уехать никак не удавалось, и мы решили разделиться. Встретиться договорились на въезде в Аксай у поста ГАИ, на объездной. Я доехала меньше, чем за час. И тут же поняла, что это была не лучшая идея — разделиться.  У поста стояла бригада таксистов. Все — горячие кавказские парни. Девушка на трассе вызвала у них вполне определёные эмоции. Каких только предложений провести время я не выслушала! Южная кровь бросилась парням в головы и отняла способность увидеть реальные факты: перед ними на трассе стояла не «плечевая» в мини-юбке  со слоем пыльной косметики на лице, а слегка беременная дама в характерном туристском прикиде, с увесистым рюкзаком за плечами, к которому, к тому же, был прицеплен закопчённый котелок. Мои возражения парни сочли кокетством и начали набавлять цену. Тогда я подошла к милиционеру и два часа простояла с ним рядом, пока из подъехавшей фуры не вывалился муж. Надо было видеть удивлённые лица таксистов (и милиционера тоже) — они ведь так и не поверили, что я действительно путешествую автостопом, да ещё и с мужем!

Удивительные встречи

— Под Аксаем рядом с нами остановилась шикарнейшая иномарка вишнёвого цвета, — продолжает Инна. — Водитель в тёмных очках приветливо распахнул дверцу, и мы занервничали — мы и не думали голосовать,чтобы это чудо техники остановилось! Однако водитель развеял наши сомнения, сказав, что стопщиков уважает и болеее того, сам мечтает когда-нибудь пройти по трассе. Мы переглянулись и залезли в благоухающий натуральной кожей салон. Перед Ростовом-на-Дону стояла километровая пробка, и мы уже собрались покинуть гостеприимного водителя, однако он сказал, что проблема сейчас же будет решена. И точно: свиристя и размахивая жезлом, к  нам пробирался гаишник. С помощью шаманских манипуляций полосатой палочкой он очистил проезд вишнёвому автомобилю. Тут я не выдержала и поинтересовалась, не глава ли города наш добрый дорожный ангел? Реальность превзошла мои смелые предположения — водитель оказался крупным криминальным ростовским авторитетом. Этот «Робин Гуд» накормил нас от души в кафе, провёз по всему Ростову, показал все городские достопримечательности и посоветовал обязательно заехать на озеро Маныч, где водятся нереальной величины раки, а на острове пасётся табун диких лошадей. На прощание дал нам в дорогу денег — немного по его меркам, но для нас вполне неплохую сумму. Довёз до Батайска и отправился обратно в Ростов, пожелав нам счастливого пути.

Следующим нашим водителем оказался симпатичный иранец-дальнобойщик на фуре с прицепом. По-русски этот парень разговаривал приблизительно так же, как мы по-ирански.  А уровень английского у нас с ним оказался так же одинаково невысок. Мы общались жестами и нечленораздельными звуками, но тем не менее, прекрасно друг друга понимали. Однако не до конца, поскольку всё же отклонились от маршрута и попали в город Кропоткин.

Надо сказать, что я благодарна иранцу за эту ошибку — Кропоткин мне очень понравился. Уютный, милый и очень ухоженный городок со множеством цветов.

Перед Краснодаром видели жуткую аварию. За время следования несколько раз нас обгоняли одни и теже фуры с лесом. Водители видели нас на трассе и махали руками, как старым знакомым — но в их кабинах не было места для двоих: у каждого был напарник. Вот эти-то фуры, столкнувшись, слетели с трассы после ночной грозы. За полчаса до того, как мы их догнали в очередной раз. На свежем, недавно положенном асфальте осталась огромная лужа крови, и кто-то из станичников уже положил рядом букет роз. Как нам сказали, в живых не остался никто.

Потом по горному серпантину нас подвозил абсолютно пьяный водитель на «Жигулях» — в его багажнике былое ещё четыре канистры вина. Мужчина торопился на свадьбу к родственникам и постоянно предлагал нам тоже выпить за здоровье молодых.Я пить не стала, а муж выпил немного и здорово захмелел — вино оказалось десятилетней выдержки! Словом, до моря мы добирались с приключениями.

Мир не без добрых людей

Не всегда в городе, куда ты едешь, есть, где остановиться. И если на отель денег нет, остаётся или жить в предусмотрительно захваченной палатке, или столкнуться с новой субкультурой —  «вписками». Кроме общительных водителей, есть и хозяева квартир, которые не прочь подселить интересного человека или компанию к себе на пару дней. Такие квартировладельцы уже давно существуют группами на различных сайтах и в соцсетях, связываясь с путешественниками и обсуждая условия вселения. По большому счету, культура «вписок» существует как отдельная от автостопа идея, и живет своей жизнью, а вышеописанное – место пересечения двух культур.

Многие музыканты, студенты, бедолаги и просто искатели приключений десятками и сот­нями выходят на трассы в любую погоду по всей стране, чтобы поговорить с незнакомым человеком и добраться до пункта назначения, будь то концерт, футбольный матч, университет, родной дом, или компания друзей, а может и вовсе почти незнакомый человек. Но пока есть транспорт и люди, автостоп не исчезнет, потому что всегда найдется тот, кому надо ехать, и тот, кому по пути.

Константин СТРИГУНОВСКИЙ, Наталья ЧЕРНОВА

Рубрики: путешествия   |   Наверх

Обсуждение закрыто.