Новости Оскола » Blog Archives » Святая земля
Электронная версия газеты Новости Оскола

« ПредыдущаяСледующая »

Святая земля

20.02.2013

Израиль — единственная страна, куда не христианские святыни привозили на вечное хранение в храмы, а, напротив, храмы сооружали на месте святынь, навеки сохраняя их для потомков. Почти каждый известный нам шаг Христа, Марии и других библейских персонажей ныне укрыт под сводами храмов. До сих пор в Назарете бьет источник, из которого две тысячи лет назад брала воду Мария, и у которого архангел Гавриил возвестил ей, что «слово Бога осуществилось в ее чреве»; и еще существует место, где жило святое семейство, и где юноша Христос учился плотничать под руководством Иосифа. По сей день свод храма  на горе Фавор хранит под собой камень, на котором стоял Иисус, говоря с учениками,  а другой камень, венчавший гору Голгофу, укрыт сводами храма Гроба Господня в Иерусалиме. По-прежнему церковь Рождества в Вифлееме оберегает маленькую пещеру, где стояли ясли с младенцем…

Когда христиане взялись сооружать свой первый храм, они решили, что его помещение будет состоять из двух этажей: подвального, в память о том, как приходилось скрываться от римских властей, и главного храмового пространства. Подвалы тех храмов как раз и хранят главные христианские реликвии. Чтобы попасть на место, где родился младенец, сначала надлежит войти в храм, а потом спуститься по специальной лестнице вниз, в крипту, где горит свеча на выступе в маленькой пещере.
А все-таки кто сказал, что именно здесь лежал в яслях младенец, именно здесь жили Иосиф, Мария и Иисус, что именно там стоял крест с распятым Христом? Кто это определил? Оказывается, у историков есть ответ на этот вопрос. Еще в 300-е годы новой эры это сделал сочувствовавший христианам римский император Константин (он перенес столицу империи из Рима в город, названный впоследствии Константинополем). После Константина Великого идентификацией христианских святынь занялись крестоносцы. Судя по всему, они проделали работу добросовестно.

У Стены Плача

Всякий, кто попадает сюда, на площадь перед гигантской каменной преградой, видит одно и то же: старики, взрослые мужчины, женщины и дети говорят со стеной, подойдя к ней вплотную, уткнувшись в нее лицом. Это Стена Плача в Иерусалиме.

Все люди чего-то просят у этой молчаливой и строгой громады. Многие здесь в черных широкополых шляпах и черных пиджаках, с длинными локонами волос, закрученными на висках. Это еврейские ортодоксы. Тут они читают псалмы, рядом — синагога, укрытая аркой бывших крепостных сооружений. Когда мы подошли ближе к Стене, то увидели, что все щели и зазоры между огромными камнями в древней кладке утыканы аккуратно свернутыми бумажками. Существует поверье: если оставить в Стене записку с мольбой о помощи с искренними помыслами, то все исполнится.

Два мира

До шестидневной войны 1967 года эта площадь, как и вся старая часть Иерусалима, принадлежали Иордании. За неделю евреи передвинули границы на несколько десятков километров на восток к Мёртвому морю и на север к Голанским высотам. «А из нашего окна Иордания видна, а из вашего окошка только Сирии немножко…» Евреи и арабы живут в Израиле автономно, это отдельные миры, разные среды, на границах которых, однако, то и дело возникают зоны повышенных температур, приводящих к социальным пожарам и взрывам.

Если вам доведется быть в Иерусалиме в субботу, вы увидите, как резко распадается город ровно на две части: арабскую и еврейскую. Первая шумит, жизнь здесь кипит, как и в любой другой день недели. Вторая замерла и замолкла: транспорт не ходит, редкие прохожие на тротуарах, закрыты лавки и магазины. У евреев суббота — священный день.

Сенсация в горшке

Это произошло в 1947 году. Некий бедуин из Иордании, занимавшийся контрабандой, забрался в одну из многочисленных горных пещер на берегу Мёртвого моря, просидел там ночь, а наутро обнаружил в одном из углублений глиняный горшок с крышкой. Внутри был кожаный свиток. В Вифлееме он отнес свиток сапожнику в надежде на то, что тот сделает ему из него обувь. Но кожа была старой, сухой и на ботинки не годилась, тогда он продал свиток старьевщику, и тот выставил его в витрине своей лавки. В лавку наведался профессор Иерусалимского университета Сукейник, приехавший из России. Он увидел свиток и окаменел, пораженный находкой: в лавке старьевщика была выставлена рукопись, выполненная 2000 лет назад. Через неделю профессор получил за большие деньги от того же бедуина еще несколько свитков. Дальнейшему помешала война, вспыхнувшая между арабами и евреями. После окончания боев правительство Иордании обшарило «до донышка» все Кумранские пещеры и выставило найденное на аукцион. За немалую цену три четверти свитков купили университеты Израиля, четверть досталась Ватикану.

О чем поведали кумранские свитки

Во-первых, было установлено, что авторами свитков были ессеи (сыновья Света, как они себя называли) — ветвь служителей иудейского Храма. Они нашли в себе смелость признать, что Храм был осквернен корыстью, а официальная вера — угодничеством перед властями. Они покинули Иерусалим, предсказав вечному городу и Храму гибель, обрекли себя на изгнание, и, перейдя иудейскую пустыню, поселились в Кумранских пещерах близ Мертвого моря. Сегодня ученые утверждают, что эти еретики и были праотцами первых христианских общин. Во всяком случае, именно ессям принадлежит идея непротивления злу насилием.

Иерусалим

В Иерусалиме огромное число достопримечательностей. Политики пытаются поделить этот город по разным критериям: религиозным, политическим, национальным. Это неправомерно. Иерусалим простирается в веках над этими сиюминутными страстями. Это город Мира, принадлежащий всему человечеству,  одна из его колыбелей. Растащить свою колыбель по кускам в сегодняшние свои норы — это все равно, что расколоть земной шар на региональные астероиды.
В Иерусалиме все сбито в кучу и перемешано: американские миллионеры и арабские карманники, раввины и проститутки, торговцы и солдаты. Все это бурлит, пузырится, звучит на разные голоса и источает пёстрые запахи. Глядя на этот круговорот, ощущаешь зыбкую быстротечность этой жизни и понимаешь: все это унесется в небытие, все это временно, а Иерусалим вечен.

Мёртвое море

Вода невероятной чистоты, на дне видны все камушки. Полное отсутствие всякой зелени, ни водорослей, ни мха. Рыбы, разумеется, тоже нет. Море, словно кипяченое, — соль все разъела. Неприятности начинаются, когда входишь в воду и пытаешься плыть. Это нереально. Вода такой плотности, что тебя крутит и выталкивает. Все время надо следить, чтобы брызги не попали в глаза: жжет нестерпимо. Выйдя на берег, надо обязательно принять душ, иначе покроешься солёной коркой. На берегу прекрасный отель для тех, кто приезжает сюда лечиться от всяких кожных хворей, прежде всего от псориаза. Мёртвое море — не море, конечно, а огромная, Богом данная, целебная ванна.

Эйлат

Самая южная оконечность Израиля, город пограничный и в то же время лучший курорт страны на Красном море. Курорт этот может удовлетворить людей разного достатка. Отели различаются престижностью, а не набором услуг первой необходимости. Очень богатые люди живут в отеле «Принцесса» на самом берегу. Задняя стена первого этажа стеклянная, сквозь стекло в очень умелой подсветке проглядывает срез скалы. Каскад красивых фонтанов. Идеально вышколенная обслуга.
Для людей среднего достатка построены отели, напоминающие пчелиные соты, прилепившиеся к горе. Каждая ячейка — двухкомнатная квартирка со всеми удобствами. Внизу — рестораны, кафе, игротеки, киоски, большой бассейн с детским «лягушатником», теннисные корты. Досыта накупавшись, «соседи» ходят друг к другу в гости, выпивают, играют в карты, рассказывают «настоящие еврейские анекдоты».

В саду над вечным городом

Лучше всего проститься с этой страной в Гефсиманском саду, у подножья масличной горы, где нет суеты старого города, но только деревья и камни. Здесь всегда росли оливы. Это удивительное дерево, которое способно жить тысячелетиями. Если у деревьев есть память, они помнят многое… По Библии именно здесь Иисус Христос провел последнюю ночь перед арестом. Ученики его спали, а сам он, предчувствуя свою судьбу, молился. Его тогдашняя молитва названа молитвой о чаше. «Отче мой! Если возможно, да минует меня чаша сия, впрочем, не как Я хочу, как Ты…» Действительно молодому человеку из Назарета открылось многое. Достаточно того, что 2000 лет назад он понимал: не желаниями человека движется жизнь, но естественным и обратимым ходом вещей, в котором чему быть, того не миновать. Во всяком случае, он знал об этой великой космической реке, которую нельзя ни перекрыть, ни пустить по новому руслу, и в которую нельзя ступить дважды… Все будет только здесь и сейчас, пока мы это ценим.

Инна Малинина

Рубрики: путешествия   |   Наверх

Обсуждение закрыто.