Новости Оскола » Blog Archives » За поворотом сцены
Электронная версия газеты Новости Оскола

« ПредыдущаяСледующая »

За поворотом сцены

07.05.2015

Конкурс юных музыкантов  глазами преподавателя

Понятия «борьба», «азарт», «предстартовое волнение» мы привыкли связывать со спортивными соревнованиями. Но, оказывается, ничуть не меньше они сопутствуют конкурсам музыкантов, даже самых юных. Об этом, а также о том, какие сюрпризы порой преподносит сцена, что может заставить руководителя оркестра обреченно развести руками и как после этого показать «хорошую игру», нам рассказал Владимир Белик.

Новые ступеньки

Владимир Викторович много лет руководит оркестром баянов и аккордеонов старооскольской детской музыкальной школы №5. Этот год принёс его подопечным, а значит, и ему успех: коллектив занял III место на региональном конкурсе оркестров и ансамблей народных инструментов «Василёк».

vas

На сцене — оркестр баянов и аккордеонов детской музыкальной школы №5.
Солист — Владимир Климов

— Это пока самый высокий наш результат, — говорит педагог. – Надеюсь, что именно пока. Раз эта ступенька пройдена – надо стремиться к следующей. «Василёк» проходит раз в три года, а значит, время для подготовки есть.

Коллективы-соперники встречались на белгородской сцене. До 2011 года областное жюри выезжало в муниципалитеты, где прослушивало местные коллективы, прошедшие в заключительный этап. И, только посетив всех, выносило вердикт. То есть оркестры и ансамбли играли каждый в своём районе, участники и руководители коллективов могли слышать выступления только своих земляков и, по сути, «варились в своём соку». Теперь же у них была возможность послушать других исполнителей, – а это 26 ансамблей и 21 оркестр со всех уголков области, – оценить свой уровень на их фоне, и, конечно, чему-то научиться.

— В жизни многие руководители старооскольских, да и губкинских, музыкальных коллективов дружат между собой, — рассказал Владимир Викторович. Дружат и многие ученики: случается, те, кто играют в разных оркестрах, учатся в одной общеобразовательной школе. Но конкуренция есть конкуренция, на конкурсе мы — соперники, каждый едет с надеждой и желанием выиграть.

«Она вращается!»

Выступать в Белгороде юным старооскольским музыкантам было нелегко. Во-первых, незнакомая сцена, незнакомый зал, где не было ни одной репетиции. Знатокам известно: каждое помещение имеет свою акустику, и, для того чтобы музыка «прозвучала», руководитель оркестра должен учесть множество нюансов. «Мы ни разу не пробовали играть ‘‘под усилители’’, — рассказывает Владимир Викторович, — а с ними в зале звук совсем другой». Несколько растерялись оркестранты, когда сцена «поехала». Хоть и предупреждали, что она вращается, но… «Мне показалось в первый момент, что я потерял равновесие и падаю», — поделился один из учеников Владимира Белика.

…Впервые многие из ребят оказались «в свете софитов»: «Этот свет ослепляет, очень непривычно играть, когда не видишь зала, — рассказывал другой оркестрант. – Хотя, в этом что-то есть: ты видишь руководителя и не отвлекаешься ни на что».

Ждать выхода на сцену оскольчанам пришлось долго: они играли последними, а оркестр Владимира Белика и вовсе закрывал конкурс. «Ребята ‘‘перегорели’’, переволновались», — считает он. «Мы ехали с желанием выступить как можно лучше, — в подтверждение слов своего учителя рассказывает один из баянистов. – Сначала волновались, старались настроиться. Но к моменту, когда подошла наша очередь, у меня, например, осталась одна мысль: ‘‘Быстрее бы уже отыграть как-нибудь’’. Хотя бы на пару часов раньше – думаю, мы могли бы выступить лучше». Возможно, по этой причине выступление оркестра не обошлось без шероховатостей. «Слышу – бас ‘‘поплыл’’, — рассказывает Владимир Белик. – Я как поднял руки, — так и замер. Но ничего, выровнялись, и дальше играли чисто».

vas2

Во время долгого ожидания конкурсанты «перегорели»

Найти «изюминку»

— Открывать конкурс тяжело, но и последними играть не легче, — рассказывает Владимир Викторович. – Первые выступления члены жюри слушают особенно придирчиво, отмечая все нюансы исполнения. Потом внимание несколько притупляется. А тем, кто выступает в самом конце, для того чтобы оставить у комиссии хорошее впечатление, необходима «изюминка». Найти её нелегко: конкурс – это не концерт, здесь нужно придерживаться определённых стандартов.

«Изюминкой» оркестра баянов и аккордеонов Владимира Белика стал задорный «Наигрыш», где сольную партию на жалейке исполнил педагог школы Владимир Николаевич Климов. Он же делал инструментовку и аранжировку этой пьесы. «Жалейка – настоящая находка Владимира Климова», — считает руководитель оркестра. Этот деревянный духовой музыкальный инструмент с сильным, резким пронзительным звуком, исстари любимый славянскими народами, известен также под названиями «пищелка», «пастуший рожок».

К слову, по правилам конкурса, в оркестре помимо учеников могут выступать до пяти педагогов (в оркестре не менее 12-ти человек). Это и преподавателям практика выступлений, и ученики рядом с ними мобилизуются. Если оркестр собьется, играющий педагог может «повести за собой», остальные подтянутся.

Считается, львиная доля успеха оркестра – хорошо подобранный репертуар. Преподавателю приходится пересмотреть, переслушать множество произведений, чтобы выбрать то, что «зацепит» и слушателей, и исполнителей. И, кроме того, будет исполнителям «по плечу». Затем нужно сделать обработку, аранжировку, оркестровку…

— «Ария», которую исполнял наш оркестр, изначально написана для скрипки с органом. А партии нужно расписывать для баянов и аккордеонов, у которых совсем другой звук, другие возможности, — рассказал Владимир Белик. — Правилами конкурсов допускается добавлять в оркестр другие народные инструменты – например, балалайку, домбру. Иногда добавляют инструменты «чужеродные» — бас-гитару, виолончель, но на их использование существуют ограничения.

Трудности объективные

Если профессиональные коллективы много лет играют одним составом, совершенствуя мастерство, то в оркестрах музыкальных школ происходит естественная «смена поколений». Вот и у Владимира Белика через три года на конкурсе будет играть наполовину «обновлённый» состав. На сцену выйдут сегодняшние первоклашки.

Одно из замечаний, которое получил оркестр — инструменты не идеально настроены между собой, из-за этого звучание недостаточно чистое. И такая проблема есть практически у всех музыкальных школ. Настройка баянов между собой – процедура дорогостоящая. И особо сложная, так как приходится «согласовывать» инструменты «разных классов». «У нас есть 2 хороших концертных баяна и 2 таких же замечательных аккордеона, — рассказывает Владимир Белик. – У них глубокий сильный звук, он может заглушить ‘‘старичков’’. По нормам срок службы баяна в школе – 10 лет. А некоторые из наших чисто оркестровых инструментов служат дольше 30-ти». То, что за последние три года у оркестра появились новые инструменты, Владимир Викторович считает большой заслугой руководства школы. Ведь суметь выкроить деньги на приобретение даже одного баяна – а цена может достигать полумиллиона – очень непросто.

Лицо школы

Есть такая фраза: «Оркестр – лицо школы». Директор ДМШ №5 Наталья Сергеевна Климова с этим полностью согласна. Но, по её мнению, оркестр – не только возможность достойно представить школу на конкурсе.

— В музыкальных школах, в отличие от общеобразовательных, большую часть времени ученик занимается в классе с педагогом, — рассказывает она. — Успехи, неудачи – всё замкнуто здесь. Но просто сидеть и играть в классе ребёнку неинтересно. Для него очень важно показать себя, продемонстрировать, чему он научился, посоревноваться со сверстниками. Это громадный стимул для дальнейших занятий. И такую возможность даёт игра в оркестре. Если «сольник» оттачивает индивидуальное мастерство, то оркестранты учатся работать в команде. Это развивает у юных музыкантов ответственность, чувство локтя. Это общение, возможность развиваться.
Наталья Климова собирается и дальше всеми силами поддерживать школьные творческие коллективы. Не только оркестр баянов и аккордеонов, но и три хора, хореографические ансамбли, малый симфонический оркестр, ансамбли скрипачей, виолончелистов, аккордеонистов, гитаристов, оркестр народных инструментов.

Кстати, не так давно созданный оркестр народных инструментов, которым руководит педагог Анна Геннадьевна Дамаскина, в скором времени может стать визитной карточкой школы. Этот коллектив на конкурсах буквально «наступает на пятки» признанным областным лидерам.

vas3

Руководители оркестров старооскольской ДМШ №5
Анна Геннадьевна Дамаскина
и Владимир Викторович Белик

Елена СВИРИДОВА,
фото из архива ДМШ №5

НЕ ПРОПУСТИ!

15 мая «на помост», то есть на сцену ДМШ № 5, выйдут преподаватели детских музыкальных школ и детских школ искусств области, соревнуясь в мастерстве. В двух залах школы будет проходить I Региональный конкурс ансамблей «Фантазия». Послушать выступления можно с 11.00.

Рубрики: Культурная жизнь   |   Наверх

Обсуждение закрыто.