«Живые» картины
14.01.2016
…представлены на выставке в краеведческом музее
С голографическими изображениями знаком каждый. Это и этикетки на товарах известных фирм, и печати в документах (паспорт, ИНН и др.). Вообще голографическая печать переживает настоящий бум: пакеты, наклейки, тетради, стикеры, украшения… Осталось ли в голографии что-нибудь, что могло бы нас удивить?
Довольно непривычными для восприятия являются голографические, или, как их еще называют, «живые» картины. Выставка, на которой представлены такие произведения, проходит в краеведческом музее. Научный сотрудник музея Татьяна Николаевна Тушинская рассказывает:
– Отличительная особенность этих картин – иллюзия объёма, эффект присутствия. Создается впечатление, что за поверхностью стекла находится пространство, где спрятан объект – предмет, человек, животное. На некоторых картинах пространство как бы вынесено наружу, вот, например, «Волк в лесу» словно выходит из картины. Изображения проявляются только при направленном источнике света: при общем освещении вы увидите просто рамку с туманным стеклом, а направите на стекло лампу – картина «оживёт». Фотографии эффекта объёма не передают, снимки картин получаются «плоскими».
«Ратник». Фотографии голографических картин объёма не передают
На выставке есть голографии отечественного производства, а также сделанные в Китае и Великобритании.
– Китайские голограммы самые простые, – рассказала Татьяна Николаевна. – Подобные изображения многим знакомы ещё с «советского детства»: тогда выпускались линейки и календарики, картинка на которых менялась в зависимости от того, с какого ракурса на неё смотреть. Как такового объёма здесь нет. Отличительная особенность современных российских голограмм – монохромность. А вот британцы работают с цветом.
Представлена на экспозиции и мультиплексная голография, которая позволяет создать иллюзию движения, «танцующие картинки».
Процесс изготовления голографических изображений схож с фотосъёмкой. Только получают их при помощи лазерных установок, а записывают на стеклянные или полимерные пластины. Для изготовления мультиплексной голограммы требуется наложение на пластину до нескольких тысяч последовательных кадров. А использование компьютерных технологий позволяет записать объект, который не существует в реальности, и передать эффект движения.
Техника голографии продолжает развиваться, причём в самых разных направлениях. Это и попытки создать довольно специфическое кино, и использование голограмм вместо реальных объектов при постановке спектаклей, и проекты по использованию голографических изображений на пешеходных переходах вместо красного сигнала светофора. Эксперименты и исследования проходят и в нашей стране, и за рубежом. Ну а в Интернете набирают популярность сайты, рассказывающие, как создать голографические картины в домашних условиях. Может быть, голография – это искусство будущего?
Елена СВИРИДОВА, фото автора
P.S. Выставка продлится до 15 января.
Обсуждение закрыто.