Новости Оскола » Blog Archives » Истории «Пёстрой Поляны»
Электронная версия газеты Новости Оскола

« ПредыдущаяСледующая »

Истории «Пёстрой Поляны»

18.08.2016

Мастерицы из Дома ремёсел приняли участие в престижном конкурсе

С 3 по 7 августа в музее-усадьбе Льва Толстого «Ясная Поляна» проходил финальный этап VII конкурса-фестиваля народного декоративно-прикладного творчества «Пёстрая Поляна». Этот фестиваль зародился в 2004 году, и с тех пор каждые два года собирает умельцев из России и ближнего зарубежья. На этот раз в финальный этап вышли сразу две старооскольские мастерицы – Наталья Никишина и Ирина Миличенкова.

mast3

mast1

Один из десяти

В этом году конкурс проходил в 3-х номинациях. Первая – «Все оттенки синего» – панно, выполненное в традиционной лоскутной технике, порядка 50% элементов которого должны быть синего цвета. Вторая – куклы в традиционных костюмах народов России. Третья – круглый коврик, выполненный в технике «уголки». Первоначальный отбор вёлся по фотографиям. Строгое жюри, в состав которого входили специалисты из Санкт-Петербургского этнографического музея, Ассоциации мастеров лоскутного шитья России для участия в финале выбрало 30 работ. При том, что подано было более 300 заявок. При отборе внимание обращалось на соответствие работы заявленной тематике, народным традициям и технике региона, который представляли мастерицы.

– То, что мы прошли в финал – большой успех, – считают наши мастерицы.

Не хватило хаоса

Ирина Миличенкова – дебютант «Пёстрой Поляны». Она представила на конкурс панно «Дыхание вечера», на изготовление которого у неё ушло около трех месяцев.

– Моя работа выполнена в излюбленной технике нашего региона – «колодец», – рассказывает она. – Правда, я несколько усложнила традиционный рисунок: обычно у нас использовались классические квадраты и ромбы, а у меня здесь геометрия разнообразнее.

Мастерица поделилась некоторыми своими секретами:

– Первоначально я делаю набросок композиции. Потом подбираю ткань, сортируя лоскутки по цвету и тону. В этом панно использовалось более 100 видов тканей разных оттенков. Дальше составляются блоки так, чтобы каждый из них смотрелся гармонично, чтобы не нарушался цветовой спектр. Считается, что с учетом подбора ткани, утюжки и прочего можно изготовить один-два блока в день. У меня получается немного быстрее. А когда блоки готовы – нужно уложить их в соответствии с рисунком. На то, чтобы сделать это схематично, уходит 2-3 дня. И ещё несколько дней приходится их перекладывать, подбирая лучшие варианты.

Работы Ирины Миличенковой отличаются нереальной идеальностью. Все элементы гармонично сочетаются по цвету, размеру, фактуре  и настолько безупречно соединены между собой – просто не верится, что это ручная работа. Эта идеальность и не позволила мастерице занять в финале призовое место.

– Мне сказали, что в моём изделии не хватило некоторого хаоса, присущего народному творчеству, – улыбается она. – Сказали, что здесь всё слишком отутюжено, отпарено, гладко, нет рельефа. Что ж, на разных фестивалях и конкурсах – разные требования. И то, что в одном случае будет плюсом, в другом – наоборот недочетом. При подготовке к следующей «Пёстрой Поляне» я это обязательно учту.

В призёрах

Наталья Никишина на «Поляне», можно сказать, старожил: она участвует в этом фестивале уже четвёртый раз. Мастерица представила здесь лоскутное панно «Один день из моей жизни»  и композицию из 5 кукол в костюмах Белгородской области.
Панно, хоть и не вошло в число призёров, вызвало массу восхищенных отзывов. Его прелесть заключается в той самой народной хаотичности. Достигнуть её очень сложно, ведь рисунок, собранный, казалось бы, беспорядочно из множества мелких лоскутков, должен всё же смотреться гармонично. А само изделие выглядеть цельно. И рельеф рельефом, но «пузыри» и другие дефекты тоже недопустимы – лоскутки должны лежать ровненько. Такое панно – это сочетание несочетаемого, симбиоз гармонии и хаоса.

А вот куклы Натальи Никишиной (на фото) заработали награду. Третье место в таком конкурсе  дорогого стоит. Пять девушек – наши старые знакомые. Мастерица готовила эту работу к выставке, приуроченной к  100-летнему юбилею Государственного Российского Дома народного творчества. Тогда куклы не попали в финал конкурса, а в Ясной Поляне им повезло больше.

mast2

– Сказалась разница в требованиях, – поясняет Наталья Николаевна, – Каждая деталь девичьего костюма изготовлена вручную: традиционная вышивка, вытканный поясок… Каждая мелочь соответствует традициям конкретного села нашей области. Это и оценили специалисты.

Интересные встречи

«Пёстрая Поляна» – это не только конкурс, это еще и лекции специалистов этнографического музея, бесценные для мастеров, занимающихся народным творчеством. Это мастер-классы и полезные встречи.

– Мы познакомились с интереснейшим человеком – Тамарой Ивановной Санчес, которая стояла у истоков возрождения лоскутного шитья (пэчворка) в нашей стране, – рассказывают Наталья Никишина и Ирина Миличенкова. – Она начала заниматься этим искусством ещё в 70-е годы, когда народное творчество считалось у нас чем-то несерьёзным,  уделом чудаков. Ей, может быть, повезло: выйдя замуж за испанца, она могла выезжать за рубеж, быть в курсе современных тенденций, в том числе возвращения интереса к истокам. Работая с известными кутюрье разных стран, Тамара Санчес подняла планку лоскутного шитья на очень большую высоту. И вот теперь она заинтересовалась народным искусством нашего края и пообещала помочь нам и с информацией, и с тканями.

Приятным дополнением стали и экскурсии по Ясной Поляне, знакомство с жизнью, бытом эпохи Льва Николаевича Толстого.

– Это незабываемо! – говорят мастерицы.

С фестиваля Наталья Николаевна и Ирина Михайловна привезли массу идей, зарисовок и  заготовок.

– Теперь всё обдумать, осмыслить и – за работу! – вдохновлённо говорят они.

Елена СВИРИДОВА, фото автора

Рубрики: Культурная жизнь   |   Наверх

Обсуждение закрыто.