Новости Оскола » Blog Archives » Без вины виноватая
Электронная версия газеты Новости Оскола

« ПредыдущаяСледующая »

Без вины виноватая

15.12.2016

Оскольчанка рассказала, как обезопасить себя при замене общих стояков в квартирах

Сотрудники «НО» давно привыкли к тому, что читатели практически всегда обращаются к нам за помощью. Поэтому на звонок от женщины, которая не просила помощи, а напротив, решив проблему, хотела предостеречь других горожан, мы не могли не отреагировать. Называть имя, фамилию и конкретное ЖЭУ, о котором будет идти речь, мы не будем, потому что ситуация настолько типична, что могла произойти практически в любой Управляющей компании.

Хотели по закону

История началась в 2008 году, когда Ирина Михайловна Кочаткова (все имена и фамилии изменены, — прим. ред.) приобрела квартиру в стандартной девятиэтажке. Квартира  требовала ремонта, что и было сделано. На семейном совете приняли решение заменить и одну из батарей. Как законопослушная гражданка, Ирина Михайловна отправилась в ЖЭУ узнать, что для этого необходимо сделать.
— Когда я пришла в Управляющую компанию, первое, что у меня спросили: «На какую батарею вы ходите поменять?» На современную — биметаллическую, конечно, другую сейчас найти крайне сложно. Но сотрудница ЖЭУ ответила, что этим я нарушу закон, — вспоминает читательница.
Она попросила представителя УК помочь заменить батарею, не нарушая никаких правил. Тут же прислали сантехника, который посадил Кочаткову в машину, отвез в магазин, помог выбрать товар (чугунную батарею), сам провел все ремонтные работы и получил на руки деньги за труды. Естественно, никаких чеков, квитанций и договоров составлено не было.
Спустя три года, в 2011 году, в квартире начали ремонт ванны и туалета. Необходимо было заменить трубы, в том числе общие стояки. Ни одна посторонняя фирма этим заниматься не захотела. Оно и понятно, ведь при таких работах необходимо писать заявление на отключение водоснабжения и брать на себя ответственность после ремонта. А оно им надо?

История повторилась

Кочаткова пришла в ЖЭУ и сказала, что хочет заменить стояки общего водоснабжения с помощью их сотрудников. Конечно, на такую просьбу сразу отозвались, только сначала попросили написать заявление.
— Под диктовку мастера я написала: «Прошу отключить центральное водоснабжение с целью установки счетчиков учета воды. В случае возникновения аварийных ситуаций ответственность беру на себя». Именно оно стало роковым для меня на суде, — считает женщина.
Дальше все прошло как и при замене батареи. Съездили в магазин, купили материалы, провели работы, получили деньги. Ни чеков, ни договоров.

Затопили

В 2014 году семья переехала, квартира стояла пустая. Периодически хозяева наведывались, чтобы удостовериться, что все в порядке. Все было хорошо, пока утром 14 апреля 2016 года на телефон собственницы не позвонили, чтобы сообщить, что они топят соседей снизу.
— Через 10 минут я уже была в квартире. Сантехники зашли, сказали, что вода не течет, а капает, поэтому даже воду перекрывать не стали. Я вызвала с работы мужа, и к 10 часам утра все было устранено, —  рассказывает Кочаткова.
Естественно, соседи предъявили претензии. Только вот сумма, которую они хотели получить в качестве компенсации, была явно завышена, поэтому вопрос решался в суде. Прошло 8 заседаний, опрос множества свидетелей и изучение кучи документов. Вердикт ожидаем – признать собственницу Кочаткову виновной и обязать ее выплатить потерпевшим 30 тысяч рублей.

Сплошные нарушения

А теперь самое интересное. В качестве доказательства потерпевшими был предоставлен акт о затоплении, составленный сотрудниками ЖЭУ. Только вот составлен он был, не как того требует Постановление Правительства РФ №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах») в течение 12 часов с момента обращения потребителя в аварийно-диспетчерскую службу, а лишь спустя три дня, то есть 18 апреля.
Кроме того, по правилам составлять акт должны были  в присутствии пострадавшей и виновной сторон. Если виновная сторона отказывается присутствовать или подписывать документ, должны быть подписи двух свидетелей. Отказ виновной стороны также должен быть зафиксирован в акте. Там же должен быть указан состав поврежденного имущества. Но Кочаткову не пригласили на составление этой бумаги. Поэтому ни ее подписи, ни отказа от составления бумаги там нет.
Но и это еще не все. Документ был подписан мастером, который не присутствовал в квартире Кочатковой 15 апреля и не мог объективно определить причину затопления. Тем не менее причиной назвал течь муфты полипропилена. Экспертиза затопленной квартиры была проведена лишь через месяц после вышеуказанных событий.
— В качестве повреждений указано пятно на потолке размером 17 на 28 мм! Но я должна оплатить ремонт всего помещения, причем с использованием самых дорогих материалов. В районе потолка стык обоев был немного залит. Поэтому соседи решили менять обои всех стен и всего потолка. И по закону все это я должна оплатить, — возмущается собственница.

Кто должен платить?

Кочатковы прекрасно понимают, раз пострадало имущество соседей, то возмещать ущерб необходимо. Но вот кто должен это делать?
— На основании Постановления №491 РФ этот стояк входит в состав общедомового имущества, и ответственность за него несет ЖЭУ. Согласно Приложению №1 к договору управления многоквартирным домом, в котором указан перечень работ и услуг по содержанию и ремонту общедомового имущества, раз в 7 лет ЖЭУ должно проводить работы по ремонту и замене внутридомовых сетей водоснабжения, а также приборов и арматуры водопроводной сети общего пользования. Я, как ответственный собственник, решила заменить за свои деньги эту трубу, чтобы себя обезопасить, потому что находилась она в ненадлежащем состоянии. Ситуация парадоксальная. Нас обвиняют в том, что мы провели профилактические меры, направленные на восстановление ресурса общедомового имущества, а представитель ЖЭУ аргументирует свою невиновность абсолютным бездействием, — объясняет Ирина Михайловна.
Стоит заметить, что сантехник, который проводил работы по замене общего стояка в квартире женщины, заявил, что ничего не менял и вообще впервые ее видит. И доказать, что именно он провел эти работы невозможно. Уже во время многочисленных судебных заседаний мастер ЖЭУ побывал в квартире Кочатковых и сказал, что все работы проведены правильно и материалы соответствуют всем нормам.
— Я предложила ему сделать все как было, то есть вернуть старую трубу. Он заявил, что делать этого никто не будет. Ведь не исключены перепады давления, гидроудар.  Я напугана тем, что невольно стала заложником ситуации и теперь буду нести ответственность за эту трубу, – недоумевает собственница.
То самое заявление, которое женщина написала в 2011 году, и сыграло решающую роль. В ходе судебного заседания женщина и пыталась добиться правды от сотрудников УК. На вопрос, требуется ли отключать воду при установке счетчиков, ведь именно эта формулировка стояла в заявлении, все, как один, ответили — нет. Кочаткова уверена, что, пользуясь ее некомпетентностью, сотрудники ЖЭУ заставили ее написать заявление таким образом, чтобы полностью снять с себя ответственность.

Заявление – под диктовку!

— Я бы хотела предостеречь людей, потому что точно знаю, что многие меняют стояки за свои деньги и пишут такие же заявления, как я. При этом не получают никаких документов о выполненных услугах. Уверена, что сотрудники УК намеренно не выдают бумаги, ведь это их сфера ответственности, они обязаны эти работы проводить бесплатно, — говорит Кочаткова.
А ведь Ирина Михайловна абсолютно права! Согласно Приложению №1 к договору управления многоквартирным домом обслуживать и проводить все профилактические работы с общедомовым оборудованием должны именно представители Управляющей компании. Они же, в соответствии с Постановлением Правительства №354, обязаны регулярно проводить технические осмотры общедомового имущества в целях выявления дефектов, выявлять несоответствия и давать собственникам предписаниям на их устранение.
— У них даже нет плана проведения технических осмотров. Не говоря у же о том, что их не проводят. С 2008 года в моей квартире никаких осмотров не проводилось. Хотя по закону должны проводить, причем меня должны известить за 2 недели, а если я не открыла дверь, это должно быть отражено в акте, — говорит собственница. — Опять же, если они выпишут мне предписание, чтобы его выполнить, я  должна обратиться к ним же. И по закону ЖЭУ обязано бесплатно все исправить. Возможно, именно по этой причине осмотры и не проводятся.

Выход есть!

Ирина Михайловна за последние полгода изучила этот вопрос досконально, проштудировала множество Интернет-форумов, проконсультировалась с юристами. И она точно может сказать, что способ снять с себя ответственность за общедомовое имущество есть:
— Если в квартире необходимо менять общие стояки водоснабжения, нужно идти в Управляющую компанию и писать заявление. Ссылаясь на Постановления РФ №491 и №354 и Приложение №1 к договору управления многоквартирным домом, попросить заменить вам трубы. И самое главное — завизировать его у юриста, а второй экземпляр оставить у себя. Таким образом вы снимете с себя ответственность за возможные затопления. В случае, если вы оказались в такой же ситуации, как я, то есть трубы вы уже заменили самостоятельно, то, чтобы снять с себя ответственность, нужно написать заявление в ЖЭУ. В нем, ссылаясь на  эти же Постановления, попросить обеспечить в вашей квартире проведение плановых технических осмотров с определенной периодичностью и заранее о них известить. Будем надеяться, что советы, данные нашей читательницей, помогут многим избежать ошибок.

Виктория АНДРЕЕВА

Рубрики: Актуально   |   Наверх

Обсуждение закрыто.