Новости Оскола » Blog Archives » Жизнь и война
Электронная версия газеты Новости Оскола

« ПредыдущаяСледующая »

Жизнь и война

30.01.2020

На войну Гриша ушёл, приписав себе лишний год. Брал Прагу, Вену, Будапешт и пленных языков
«За отвагу», «За освобождение Праги», «За взятие Вены», «За взятие Будапешта» – Григорий Колбеев показывает парадный мундир. Когда-то сам лихо надевал его, а сейчас каждое движение колясочнику даётся с трудом. Годы берут своё. Даёт знать и засевший под лопаткой фашистский осколок. Григорий Васильевич, как и многие из переживших войну, не любит вспоминать о ней. Да и тяжёлая контузия стёрла многие подробности. Но главное воспоминание – День Победы – не вытравить ничем.

 

Ветеран

– В мае 1945-го наша часть заняла окраину Берлина. Там и услышал новость. Шуточное ли дело: война закончилась! А мы – живы! Радовались, конечно, – рассказывает Григорий Васильевич. Да и как не радоваться, ведь тогда ему было всего 19.
Ребята 40-х рано повзрослели и поняли, что «можно», а чего «нельзя». Семья Колбеевых жила в деревне Таврика (ныне Брянщина). Мать умерла рано, ещё до войны. Когда началась война, отец, несмотря на то, что был уже довольно пожилым и не попадал под призыв, записался в армию. Его направили восстанавливать и строить мосты. Погиб он в самом конце войны в Берлине. Старшие сёстры перегоняли скот в тыл, затем в Подмосковье добывали торф. Дом в итоге остался на младшем – 15-летнем Григории. Подросток многое научился делать сам: готовить, шить, наводить порядок…
Когда фашисты оккупировали родные края, Гриша с ровесниками, чтобы не угнали в Германию, прятался в лесу. Но спокойно смотреть, как враг топчет родную землю, мальчишки не собирались: помогали партизанам добывать информацию. Неподалёку от деревни располагался фашистский аэродром. Появляться рядом с ним взрослым было опасно, а пацанята подозрений не вызывали. Вот и бегали там, вроде бы, просто так. Поскольку в лесу готовить было нельзя (заметив дым, немцы открывали огонь), Григорий таскал партизанам заготовленные отцом на зиму продукты.
– Тяжело было. Жили в землянках. Ни сварить еды, ни постирать бельё, ни высушить его… Но приспосабливались. А куда деваться? Не сдаваться же врагу, – вспоминает 93-летний ветеран.
Когда началось наступление наших, фашисты дотла сожгли деревню. Вернулся Григорий из леса, а от дома – одна печка. Как раз начался призыв, и парень, приписав себе год, в 17 лет ушёл на фронт. Мстить за разорённые края, убитых сельчан. Колбеев освобождал Молдавию, Румынию, Венгрию, Австрию, Чехословакию и Германию. Служил танкистом, разведчиком.
– Перед наступлением мы шли прощупывать, что и как. Медаль «За отвагу» получил как раз за фашистских языков. Но не всегда нам улыбалась удача. Однажды разведку засекли и открыли огонь на поражение. Как получил ранение, уж и не помню. Но осколок прочно засел в спине, по сей день там, – говорит ветеран. С вражеским «подарком» и дошёл до Берлина.
…Демобилизовался только в 1950 году. Прощай, Румыния! Но куда податься? По совету друга отправился в башкирский Кумертау на строительство угольного разреза. Устроился бульдозеристом, отучился на экскаваторщика, встретил любовь, расписались.
– Я в бухгалтерии работала. Григорию жить негде, а у меня комната в бараке, после свадьбы и перебрались ко мне. Когда приехали с КМА набирать на Лебединский рудник машинистов экскаваторов, решили ехать в Губкин, – делится Мария Сергеевна.
Так, в 1958 году Колбеевы стали губкинцами. Лебединский карьер тогда входил в состав комбината КМАруда и жил ожиданием встречи с большой рудой. И в декабре 1959-го Григорий Колбеев стал участником этого события.
На бытовую неустроенность внимания не обращали: верили – лучшее впереди. И действительно, жизнь налаживалась. На заработанные в Башкирии деньги купили «Москвич». Из барака перебрались в благоустроенную квартиру, куда забрали родителей супруги. Родились двое сыновей. У одного из них, Анатолия, и живут сейчас Григорий Васильевич и Мария Сергеевна. В 2020 году уже 70 лет супружеской жизни отметят.
Когда за большим столом собирается дружная семья Колбеевых, вспоминают горести и радости, поражения и успехи. И лишь тему войны старики обходят стороной – больно. По-прежнему больно.

Ольга КОНОНЫХИНА

Рубрики: Актуально   |   Наверх

Обсуждение закрыто.