Новости Оскола » Blog Archives » Хотите прикоснуться к тайне?
Электронная версия газеты Новости Оскола

« ПредыдущаяСледующая »

Хотите прикоснуться к тайне?

07.11.2021


Обращаюсь к любознательным старшеклассникам: «Если хотите получить высокую оценку при изучении Евгения Онегина, нет, пожалуй, скажу по-другому – больше узнать про эпоху Пушкина, отправляйтесь в музей-усадьбу Дмитрия Веневитинова». Расположен он сравнительно недалеко от Старого Оскола – в селе Новоживотинное Рамонского района Воронежской области. Музей мирового уровня – так позиционируют его компетентные эксперты. «Подлинное сокровище, чудом уцелевшее в годы революционных событий», – такие слова можно прочесть об этом филиале Воронежского областного литературного музея им. И.С. Никитина.

Удивительное дело, хотя музей-усадьба Д.В. Веневитинова был открыт после реставрации еще в июне 2012 года, о нем мало кто знает. По крайней мере, наш гид, живо и эмоционально рассказывавшая о хранящихся здесь сокровищах – многочисленных семейных раритетах представителей древнего дворянского рода – в конце экскурсии посетовала: «Многие воронежцы узнают о нашем музее от своих московских знакомых. Сюда приезжают гости со всей страны, бывают и иностранцы, но нельзя сказать, что благодаря жителям нашего областного центра здесь столпотворение».

? «Протекает… как само счастье»

Поэт-романтик прожил очень короткую жизнь: совсем молодым простудился и умер, вероятно, после сильной пневмонии. «Веневитинов и в жизни был Поэтом: его счастливая наружность, его тихая и важная задумчивость, его стройные движения, вдохновенная речь, светская, непритворная любезность, столь знакомые всем, вблизи его видевшим, ручались в том, что он и жизнь свою образует как произведение изящное», – так писал один из современников Дмитрия Веневитинова. А еще многие друзья даровитого юноши считали, что он может в творчестве превзойти даже самого Пушкина. После кончины его писали: «Веневитинов был человек, какие встречаются редко. Он соединил в себе способности поэта-художника с умом философа».

Был период, когда эти два поэта сотрудничали, совместно издавая журнал «Московский вестник», и крепко дружили. Эта дружба скреплялась и родством: мать Веневитинова – княжна Анна Николаевна Оболенская, из столбовых дворян, которые вели свое происхождение от Рюриковичей, – приходилась Пушкину троюродной теткой.

Веневитинов, получивший поистине энциклопедическое образование, знавший несколько иностранных языков, был не только поэтом, переводчиком и философом. К 14 годам он уже читал в подлиннике Вергилия, Гомера и других классиков античности. Поэт оставил блестящую литературную критику произведений Пушкина, в частности, сделал разбор статьи о «Евгении Онегине», помещенной в номере журнала «Московский телеграф» за 1825 год. Стихотворения, поэмы и драмы в стихах, проза, статьи – творческое наследие поэта так велико, что удивляешься тому, как много сделал этот юноша, проживший всего-то 22 года. О его жизни и творчестве рассказывают экспозиции «Детство и отрочество Дмитрия Веневитинова», «Светская жизнь» и другие, благодаря которым молодым людям можно наглядно познакомиться с эпохой Пушкина, временем создания «Евгения Онегина».

Поэт родился в Москве в 1805 году, перед уходом из жизни жил и служил на дипломатическом поприще в Петербурге, а на Воронежской земле у своих родственников побывал в последний раз в августе-сентябре 1824 года, после окончания Московского университета.

Усадьба Веневитиновых в Новоживотинном выходит парком к Дону. Впечатлившись величественным видом реки, Веневитинов сделал поэтическую зарисовку в прозе: «Всякий раз, когда я переправляюсь через Дон, я останавливаюсь на середине моста, чтобы полюбоваться на эту чудную реку, которую глаз хотел бы провожать до самого устья и которая протекает без всякого шума, так же мирно, как само счастье…».

Род Веневитиновых, крупнейших землевладельцев дореволюционной России, принадлежит к старинной дворянской династии, родоначальники которой отличались воинской доблестью, преданностью в служении царю и Отечеству. У первых Веневитиновых, поселившихся на Воронежской земле, отмечается и крепкая деловая хватка. В 1788 году П.А. Веневитинов получил грамоту, свидетельствующую о принадлежности к потомственному дворянству, а чуть позднее – герб, на котором изображены единорог и лев, держащие щит с изображением на красном поле черного орла и на синем – воинской атрибутики, в том числе летящей серебряной стрелы и трех пушечных ядер.

? Залог богатства – воинская доблесть

История Воронежа похожа на историю Старого Оскола. И тот, и другой создавались как города-крепости в пределах «Дикого поля» на южных окраинах Русского государства. Только нынешний областной центр и город-миллионник был построен чуть раньше Старого Оскола. Боярская дума приняла решение об его основании в 1585 году, а через год на правом возвышенном берегу реки Воронеж была срублена мощная по тем временам деревянная крепость. Ее гарнизон со временем все разрастался, и в острой нужде были люди лихие, поднаторевшие в ратном деле. В одном из первых отрядов служилых людей оказался и атаман Терех (Терентий) из города Венева (откуда и пошла фамилия Веневитиновых). Он очень умело учил защитников крепости Воронеж боевому искусству, за что был жалован землями в городских дачах, севернее Воронежа. Ныне это в районе современного села Староживотинное.

От Терентия и ведут свой род предки поэта. При Петре I, не раз жившем в Воронеже в период строительства российского военного флота, блестящую карьеру сделал Антон Веневитинов. Благодаря своей инициативности он получил от царя грамоту, которой было указано: «По челобитью воронежца Антона Веневитинова велено ему быть в Воронежском да Усманском уездах для надсматривания и сбережения тех ухожих лесов, которые годятся на струговое и лодочное дело и к иным судам на строение». Именно Антон в конце ХVII века заложил усадьбу на самом берегу реки Дон, образовалось село, которое назвали «Новое Животинное или Архангельское тож». Впоследствии усадьба не раз перестраивалась потомками Антона.

В нынешнем особняке сохранилась часть исторического дома с арочной кладкой. В переходе под аркой можно увидеть старинный сундук, оружие и стрелецкий кафтан. Это фрагменты экспозиции, посвященной службе Веневитиновых в крепости Воронеж в ХVII в. В одном из залов можно увидеть макеты кораблей, к сооружению которых они причастны.

Реставрированные господский дом и вид усадьбы приближены к замыслу, который осуществил в канун революций и потрясений ХХ века знаменитый племянник поэта – историк-краевед, государственный и общественный деятель Михаил Алексеевич Веневитинов (1844-1901). Он жил и работал в этом доме, а также приезжал сюда, когда занимал должность директора Румянцевского и Публичного музеев в Москве.

Только ради одного зала «Кабинет М.А. Веневитинова» стоит приехать в музей, чтобы ощутить обстановку, в которой работал высочайший интеллектуал тех времен, кстати, активно сотрудничавший с воронежскими газетами, которые мы также можем увидеть.

Зал интересен и тем, что здесь можно услышать, как звучит рояль XIX века. Примечательно, что на нем играют классические музыкальные произведения сами сотрудники музея. Также они могут показать девушкам, желающим изучить хорошие манеры дворянских барышень, как делали, к примеру, поклон — книксен, разучить элементы кадрили или другого старинного танца. В музее также устраивают уроки литературы для школьников.

В таком прекрасном месте как обойтись без любовной лирики? Те, кто мало-мальски сведущ в русской литературе, конечно же, знают о неземной любви поэта Дмитрия Веневитинова к Зинаиде Волконской — светской красавице, владелице самого блистательного салона в Москве. Замужняя женщина, неприступная для сплетен и кривотолков, стала музой для поэта, а при расставании подарила ему мистический перстень, найденный при раскопках города Помпеи, голограмму которого можно увидеть в музее.

В стихотворении «К моему перстню» поэт писал:
Храни меня от тяжких ран
И света, и толпы ничтожной,
От едкой жажды славы ложной,
От обольстительной мечты
И от душевной пустоты.

История перстня окутана тайной, к которой вы можете прикоснуться!

… Музей, несмотря на пандемию, живет насыщенной жизнью. Даже если сюда не приезжают посетители, в небольшом, но чрезвычайно красивом парке, спускающемся к Дону, гуляют местные жители. На стилизованных под старину садовых скамейках, в белоснежной ротонде мы увидели много молодых людей. По дорожкам парка, мощеным плиткой, наслаждаясь погожим днем, гуляли мамы с колясками. Веселая компания, шумно вывалившая из экскурсионного автобуса, ринулась обнимать огромный дуб, который, по преданию, посадил племянник поэта Михаил Веневитинов. В поблекшей куртине, усыпанной золотом листвы, возвышается деревце, сплошь увешанное замочками на счастье. Нетрудно догадаться, что дворянскую усадьбу охотно посещают молодожены.

Неспешно и раздумчиво побродили и мы по дорожкам парка. Спустились к белоснежной балюстраде на смотровую площадку, чтобы полюбоваться течением Дона. И вправду, он протекал «как само счастье»! Отрадно, что это состояние могли ощутить не только мы. В толпе экскурсантов увидели знакомых старооскольцев. Знать, «не зарастает народная толпа» к рукотворному памятнику, который так ярко и наглядно, и даже настойчиво, напоминает о реалиях и событиях ушедшей поры.

Евгений ЕВСЮКОВ, фото автора

Фото и видео смотрите по ссылке https://vk.com/novostioskola

Рубрики: Uncategorized   |   Наверх

Обсуждение закрыто.