Новости Оскола » Blog Archives » «Ах, Самара, городок…»
Электронная версия газеты Новости Оскола

« ПредыдущаяСледующая »

«Ах, Самара, городок…»

05.03.2022


? Много интересного

Самара была основана в 1586 году как сторожевая крепость. С 1935 по 1991 годы город носил название Куйбышев. Сейчас население города составляет 1,17 миллионов — это седьмой по численности населения город нашей страны. В Самаре самая длинная в России набережная и самое высокое здание вокзала в Европе. Общая высота здания вместе с куполом и шпилем достигает 100 метров и с его смотровой площадки можно увидеть весь город и заволжские дали. Жаль, что мы об этой возможности узнали уже в поезде, отъехав от вокзала. В Самаре есть самая большая площадь в Европе — это площадь им. Куйбышева. А еще в Самаре есть метро — на данный момент самое маленькое по протяженности.

Для мужской половины нашей компании нашелся очень интересный объект — Жигулёвский пивоваренный завод, один из старейших в России. Он был построен в 1881 году австрийским дворянином Альфредом Йозефом Мария фон Вакано, и именно на этом заводе изначально производилось знаменитое жигулёвское пиво. Имя Вакано обросло легендами еще во время его жизни в дореволюционной Самаре. Отец-основатель пивоваренного завода оставил городу на Волге не только предприятие, до сих пор являющеесодним из брендов региона, но и дома-памятники, сквер Пушкина, канализацию. Завод работает по сей день, отменное пиво можно попробовать во время экскурсии.

Женская часть нашей компании — любители музеев и памятников. У потрясающего по уютности памятника батарее отопления на счастье погладили мордочку и носик кошке, которая над ней лежит. За несколько дней в Самаре побывали в очень интересных местах. Например, в Музейно-выставочном центре «Самара Космическая». Фасад здания украшает подлинный «Союз» – это единственная в Европе установленная вертикально ракета-носитель в собранном виде. Музей Модерна — удивительное здание привлекает внимание еще когда смотришь на него снаружи, но еще более оно интересно внутри. Краткий курс, что такое стиль «модерн», интересная хроника жизни самого дома. Великолепные интерьеры, чудесная мебель. Чуткие, доброжелательные смотрители, которые не запрещают и не «не пущают», а тактично подсказывают, на что стоит обратить внимание — ведь тут многое таится в деталях.

?«Золотой ключик»

Но самое большое удивление у нас всех вызвал музей Алексея Толстого. Усадьба включает в себя два двухэтажных дома и флигель. Здание на улице Фрунзе было построено в конце XIX века, с 1889 по 1918 годы принадлежало отчиму писателя. При советской власти было национализировано и превращено в коммунальное жилье. Позже здесь был открыт музей. Обстановка комнат прекрасно сохранилась, кажется, сохранился даже запах. Но даже не это вызвало особую реакцию у всех нас. Вторая часть экспозиции называется «Приключения с Буратино».

Признаться, туда мы шли в ироничном настроении — как же, мы взрослые, а нам будут рассказывать о детской сказке? И что там может быть, кроме кукол с длинными носами? Экскурсовод, увидев тетенек и дяденек отнюдь не пионерского возраста, спросил, читали ли мы сказку «Золотой ключик»? Когда мы согласно закивали головами, последовал второй вопрос: кто является персонажами? На третий вопрос: «Кто являлся прототипами персонажей?», никто из нас ответить не смог. Да, практически у всех героев сказки были реальные прототипы. Восстанавливаясь после инфаркта, Алексей Николаевич Толстой решил «переосмыслить» сказку про Пиноккио Карла Лоренцини, известного миру под фамилией Коллоди. Персонажи чудесной сказки списаны автором с вполне реальных исторических личностей. Но кем же был Буратино? Мнения исследователей разделились. Одни считают, что это был… Максим Горький. Даже в том, что Буратино пытался спастись на сосне, ценители юмора Толстого угадывают аллюзии — так Горький сбежал от всех проблем на Капри.

Закадычные друзья папа Карло и Джузеппе Сизый Нос однозначно ассоциировались с театральными режиссерами, известными театральными деятелями Константином Сергеевичем Станиславским и Владимиром Ивановичем Немировичем-Данченко. А намек на то, что догадка верна, также был скрыт в сказке: золотая молния на занавесе театра папы Карло очень напоминала абрис чайки на занавесе МХАТа. Неразлучная парочка — приземистый кот в очках и жеманная лисица — современникам напоминали семейную пару поэтов Дмитрия Мережковского и Зинаиду Гиппиус. Вариантов прототипа Тортиллы у исследователей несколько, наиболее близко такое предположение: связанная с детьми, знающая истину, дама в годах напоминает…

Надежду Крупскую. Все, кто был погружен в бурную жизнь 1920-1930-х годов, с легкостью видели сходство могущественного Карабаса-Барабаса и Всеволода Мейерхольда. Современники Толстого знали, что театральный реформатор относился к своим актерам, как к марионеткам. С определенного момента Мейерхольд не расставался с маузером, клал его перед собой на репетициях, точно так же, как Карабас — плетку. Длинная борода Карабаса — это, конечно же, прямой намек на длиннющий шарф, который всегда был на Мейерхольде. Он запихивал в карман куртки его конец, чтобы не мешался, — и точно так же пихал бороду в карман Барабас.

Мейерхольд открыл свой театр в 1919 году, театр проработал до 1938 года. Создатель биомеханики вошел в историю и как гений-реформатор, и как деспот. Актеры бежали от него, не выдерживая прессинга. Но Толстой иронизировал не над подлинной личностью Мастера, а скорее над слухами и сплетнями о нем. Прототипом Дуремара был врач Жан Булемард, практиковавший в Москве в начале XX века. Популярных в ту пору пиявок он собирал сам, чем, собственно, и напоминает героя сказки. По другому предположению, под образом Дуремара был выведен Владимир Соловьев — правая рука Мейерхольда. Мемуаристы описывали Соловьева как «высокого худого человека с бородой, в длинном черном пальто». Не правда ли, похож на персонажа?

Печальный, даже скорее тоскливый поэт без улыбки на лице, страдающий по Мальвине, своей «Прекрасной даме», это, конечно, Александр Блок. Никакой личной нелюбви в этом не было, но было — полное неприятие символистов. Толстой высмеивал не столько Блока, сколько его гипервозвышенную поэзию, служение ускользающему образу. Ритмика виршей Пьеро напомнит тонкому уху ритмику Блока, стоит вспомнить: «Мальвина бежала в чужие края, Мальвина пропала, невеста моя…» Не исключено, что Алексей Николаевич также посмеивался над чувствами поэта к Любови Менделеевой (дочери Д. Менделеева, «отца» Периодической таблицы химических элементов) — отношения их были непросты, она несколько раз покидала поэта, отчего он сильно и иногда немного «на публику» страдал. Но в сказке, заметим, происходит трансформация образа: Пьеро, которого Буратино вовлек в борьбу против Карабаса, начинает произносить пламенные речи, а затем создает и революционную песню в стихах — чем не знаменитая поэма «Двенадцать» Блока? Толстой весьма иронически относился к символизму и высмеивал его при каждом подходящем случае. В итальянской сказке нет никакого золотого ключика. Толстой вспомнил о ключике, потому что это один из расхожих образов у символистов. Вот в чем исследователи расходятся во мнении — это кто был Мальвиной. Одни убеждены, что в этом образе выведена актриса Ольга Книппер, жена писателя Чехова.

Другие уверяют, что она — не менее знаменитая Мария Андреева, сначала — любимая женщина Саввы Морозова, затем — гражданская жена Максима Горького. (Купец Савва Морозов был не только текстильным магнатом, купцом и меценатом, но высокообразованным человеком, оказывающим поддержку большевистской партии). Мария Андреева происходила из дворянской, образованнейшей театральной семьи, чего нельзя сказать о Горьком. Алексей Толстой добавил в свою сказку эпизод, когда Мальвина обучает недотепу-Буратино грамоте.

Некоторые предполагают, что сцена обучения Мальвиной Буратино грамоте намекает на не слишком качественное образование Горького.
Пока мы приходили в себя от того, какие тайны нам открылись, пришла вторая группа посетителей — дети.Для них музей Буратино предлагает квест. Можно посетить домик Мальвины и харчевню «Три пескаря», выбраться из чулана и попасть в болото. А в конце открыть потайную дверь и, переодевшись в костюмы персонажей сказки, сыграть в настоящем кукольном театре! Можно сказать, что именно музей Буратино оказался самым неожиданным и интересным в нашем путешествии в Самару.

…Пассажиры поезда, который вез нас в Старый Оскол, были бы сильно удивлены, увидев, что читают с телефона взрослые солидные люди — у всех нас была открыта сказка «Приключения Буратино».

Марина ЯСКОРСКАЯ

Фото и видео смотрите по ссылке https://vk.com/novostioskola

Рубрики: Uncategorized   |   Наверх

Обсуждение закрыто.