Новости Оскола » Blog Archives » Царь без бородавки
Электронная версия газеты Новости Оскола

« ПредыдущаяСледующая »

Царь без бородавки

05.03.2022


Фигура Петра Первого в восприятии современников всегда выглядела неоднозначной. Разброс мнений даже у профессиональных историков и политиков в оценке петровских реформ широкий и полярный – от огромного обожания личности Петра Великого до великого неприятия! Да что там говорить, до сих пор в народе пользуется популярностью версия, что русского царя подменили недруги России — западноевропейцы. Якобы случилось это, когда Петр Первый в 1697-1698 годах возглавлял дипломатическую миссию под названием Великое посольство. У этой забавной легенды находилось немало сторонников, которые сравнивая петровские портреты до и после заграничной поездки, увидели, что по возвращении у царя пропала бородавка под левым глазом. Короче говоря, по мнению людей склонных к конспирологии, вместо русского царя в Россию вернулся «засланный казачок» – совсем другой человек!

? Недоросли и недоучки

Но ладно, Петербург-Петербургом, а что нам, староoскольцам, стоит вспомнить, чтобы отметить 350-й юбилей, несомненно, выдающегося правителя России? Тот, кто учился в советской школе, вероятно, помнит классические слова А. С. Пушкина, сказанные о великом реформаторе: «рукой державной Россию поднял на дыбы».

Нам интересно порассуждать, как изменилась жизнь российской провинции при Петре I, если говорить об образовании. Общеизвестно, что крепостными тогда были не только крестьяне, но и дворяне. Служба-то у них была пожизненной! Только вот с грамотешкой не у всех было в порядке. Наверняка многие из читателей «НО» знают имя писателя Дениса Ивановича Фонвизина (1744-1792), родоначальника русской бытовой комедии. Он хоть жил и творил уже в Екатерининскую эпоху, но прекрасно показал, как невежество укоренилось в представителях дворянского сословия. Стала крылатой фраза, сказанная дворянским недорослем Митрофанушкой: «Не хочу учиться – хочу жениться». Образ ленивца и болвана, помещичьего сынка, блестяще выведен в комедии «Недоросль», и целые поколения выпускников старших классов цитировали на экзаменах другое не менее знаменитое выражение из нетленного произведения: «Зачем учить географию? Извозчик есть, он довезёт куда надо».

И вот таким Митрофанушкам при Петре I надо было осваивать науку кораблестроения или навигацию, организовывать горное дело, создавать инженерные или медицинские школы, учиться на переводчиков… Тем более что дворянских отпрысков из провинции учили, как правило, тоже недоучки. В «Недоросле», как мы помним, обучение Митрофана было поручено недоучившемуся семинаристу Кутейкину, отставному солдату Цыфиркину и бывшему кучеру, немцу Вральману. Приличное образование могли получить лишь дети высокопоставленных чиновников, отпрыски очень богатых родителей.
Царским Указом 1714 года Петр Первый обязал дворян не только служить, но и учиться грамоте. Звучит диковато: однако необразованному человеку, не знающему основ арифметики и геометрии, запрещалось жениться. У русских людей того времени было свое понятие о воспитании. С именем Петра связывают появление в России светского образования.

В период с 1701 до 1721 года в российских провинциях открыли так называемые цифирные начальные образовательные школы с математическим уклоном, где дети всех чинов могли учиться бесплатно. Для детей солдат и матросов стали создаваться гарнизонные и адмиралтейские школы, для подготовки священников создана сеть духовных школ. В 1701 году по указу Петра Первого открыта в Москве школа математических и навигационных наук. С 1701 по 1721 год появились артиллерийская, инженерная и медицинская школы в Москве, инженерная школа и морская академия в Петербурге, горные школы при Олонецких и Уральских заводах. В 1705-м была открыта первая в России гимназия. Также Петр Первый начал посылать молодых россиян на учебу за границу, хотя этот эксперимент оказался не вполне удачным. Что любопытно, сам Петр первый в молодые годы не получил системного образования, а потому и не отличался особой грамотностью.

? «Детей в школы не имать…»

Великий реформатор, человек, постигший многие ремесла и владевший иностранными языками, по меркам нынешнего времени выглядел двоечником, так как при написании делал множество ошибок в распространенных словах. К примеру, слово «супстракция», означающее вычитание, писал «супътрцiя» и вообще мог сконструировать фразу, вызывающую у его образованных подчиненных по меньшей мере внутреннюю улыбку.

«Если так писал царь, заключает один из дореволюционных исследователей, то очевидно, что грамотность отнюдь не была необходимым условием обычного воспитания, что в тогдашней школе и у тогдашних грамотеев училась ничтожная доля народа, и в этом смысле школу и образование того времени отнюдь нельзя назвать народным».

Если говорить о развитии образования на Белгородчине, то интересный факт встретился в работе Елены Трубавиной. Она выяснила, что упоминание о первом учебном заведении в нашем крае, относящемся к разряду «цифирных школ», относится к 1716 году. «В то время Белгород находился на переднем крае преобразований молодой Российской империи, и для строительства нового государства требовались грамотные специалисты, – пишет исследователь. – Важность духовного воспитания не подвергалась сомнению и с целью просвещения народа и подготовки кадров священнослужителей в 1722 году епископом Белгородским и Обоянским Епифанием Тихорским при архиерейском доме открывается славяно-российская школа, переименованная впоследствии, в 1737 году, в славяно-латинскую».

Словом, в царствование Петра Великого (1682-1725) школьное дело впервые получило официальную постановку и было организовано в целях удовлетворения государственных нецерковных нужд. Петру, как пишет Милюков, были нужны техники: военные, моряки, инженеры; нужны были чиновники для созданной им по шведскому образцу системы административных учреждений. К сожалению, попытки создания цифирных школ, как и учреждение при архиерейских домах особых школ для детей духовных, а также устройство сельских народных школ во всех приходах, успехов не имели. Лица разных сословий просили избавить их от обязательной посылки детей в эти училища. Посадские люди в 1720 году били челом в сенате, говорится в одном из указов, «чтобы детей их в школы не имать». По челобитью их в сенате определено: «оных, посадских людей к той науке высылкою в неволе не понуждать, в том отцам их и свойственникам убытков и утеснения не чинить, а принимать в учение из посадских людей таких, которые сами собою к той науке охоту возымеют». Но как только были отменены принудительные меры для наполнения училищ, они начали пустовать.

Учителя цифирных школ слонялись без дела. А после смерти Петра Первого в провинции процветали Вральманы и Кутейкины.

Евгений ЕВСЮКОВ, фото из открытых источников (Продолжение следует)

Фото и видео смотрите по ссылке https://vk.com/novostioskola

Рубрики: Uncategorized   |   Наверх

Обсуждение закрыто.