Новости Оскола » Blog Archives » «Больное место»
Электронная версия газеты Новости Оскола

« ПредыдущаяСледующая »

«Больное место»

23.04.2022


Для достижения этих целей земские учреждения разных губерний с начала 70-х годов XIX века приступают к устройству учительских семинарий, входит в практику проведение учительских курсов и съездов. Остро встал вопрос о повышении учительского жалования, и оно к концу века по сравнению с 60-ми годами возросло в 2-3 раза — в богатых и передовых земствах годовой оклад опытного педагога составлял 420 рублей. Это были хорошие деньги.

В ряде губерний за земский счет строятся новые школьные здания. О явном прогрессе в области образования говорит и статистика: если в 1864-1868 годах во всех типах школ обучалось 708000 учащихся, в 1896 году их стало 3800000, то есть число увеличилось в пять с половиной раз, и рост произошел главным образом за счет земских школ.
В то же время 80-е годы XIX века считаются мертвым временем для земско-школьного дела. Это объясняется прежде всего консервативной тенденцией Комитета министров и Государственного Совета, выразившейся в стремлении сосредоточить дело первоначального народного образования в одном ведомстве, имелось в виду церковное.
К счастью, этого не случилось, но Министерство народного просвещения в 1884 году своим циркуляром №9 предписало инспекторам народных училищ давать разрешение на открытие новых земских школ лишь после того, как окажется, что со стороны церковного начальства нет возражений.

Новый период оживления общественной деятельности в поддержку народного образования начался только во второй трети 90-х годов, как следствие роста самосознания в массах и борьбы с экономическим кризисом. Публицистика этих лет указывает и главный фактор: «в самом крестьянстве усложнение условий повседневной жизни вызвало сильный спрос на грамотность, необходимую и при торговых сделках, в которые неизбежно вовлечен в настоящее время всякий крестьянин, и при найме на работы, и при множестве других обстоятельств жизни современного крестьянина».

Следует и вывод: «Все причины вместе создали громадный и быстрый подъем настроения, благоприятного делу народного образования и охватившего все слои общества, от комитетов грамотности и представителей земств до частных лиц и самих крестьян».
Вновь возник вопрос о всеобщем обучении, его заострили сначала Московский, а затем Петербургский комитеты грамотности, распространив дискуссию на всю страну, и во второй половине 90-х годов этот вопрос обсуждался во всей земской России. Второй главной задачей считается резкое повышение качества обучения и знаний школьников.

? Внешкольное образование

На повестку дня ставятся вопросы так называемого внешкольного образования. В 90-х годах, пишет современник, особенно оживляются воскресные школы в городах, по почину комитетов грамотности повсюду начинается энергичная деятельность по устройству училищных и народных библиотек и читален, по организации публичных чтений, книжной торговли и книжного издательства для народа. Земства подходили к той же цели увеличения и улучшения качества знаний, сообщаемых школою, также и с другой стороны. Они старались повысить умственный и образовательный уровень учительского персонала: к концу 90-х годов все более частыми становятся педагогические курсы, устраиваются библиотеки для учителей, увеличивается почти повсеместно учительское жалование и улучшается по возможности школьная обстановка. Под влиянием конкуренции и общественной критики заметно улучшаются в 90-х годах и церковные школы.

? Мать – спасение России

Умонастроение передовых слоев населения передают в своих речах, опубликованных в «Кратком очерке» в качестве отчета о праздно вании 300-летия Старого Оскола, А. П. Синдеев и инициатор празднования юбилея отец Андрей Положинцев.

Первый ратует за открытие женской начальной школы (в городе действовала только прогимназия) и народной читальни, страстно призывая городское общество принять довод: «Открытие этих учреждений я считаю своевременным и в то же время достойным ознаменованием 300- летнего юбилея, и дай Бог, чтобы город не остановился перед сравнительно небольшими затратами, памятуя, что открытие давно необходимой городу школы даст ему ежегодно до 20 грамотных девочек — будущих матерей, а грамотная мать в семье едва ли не первое и действительное спасение России».

Отец Андрей Положинцев, считая прямой обязанностью всех и каждого заботиться о воспитании не только своих, но и чужих детей, закончил свою речь словами: «Итак, достопочтеннейшие граждане, вступая в новое столетие, следует позаботиться об открытии приюта». После чего хор грянул: «Да воскреснет Бог!»

На рубеже ХIХ-ХХ столетий в Старом Осколе действовали: городское училище, женская прогимназия, церковно-приходские школы при Казанской, Успенской, Благовещенской и Ахтырской церквах, а также духовное училище.

Земские народные училища, народные школы, школы грамоты и церковно-приходские школы были разбросаны по уезду, считавшемуся одним из самых благополучных по уровню народного образования, и всего охватывали 4 тысячи человек. Причем 80 процентов населения, подчеркивает краевед А. П. Никулов, было неграмотным.

Но вместе с тем нельзя не согласиться с Я.В. Абрамовым, автором дореволюционной книги «Земство», сделавшим такое резюме: «Земству пришлось буквально создать дело народного образования. Земству предстояла на этом пути огромная и разносторонняя организационная работа, которую оно и выполнило с честью».
(Продолжение следует)

Евгений ЕВСЮКОВ, фото из фондов Старооскольского краеведческого музея и открытых источников

Рубрики: Uncategorized   |   Наверх

Обсуждение закрыто.