Новости Оскола » Blog Archives » Защитить, или расколоть?
Электронная версия газеты Новости Оскола

« ПредыдущаяСледующая »

Защитить, или расколоть?

03.10.2012

На прошлой неделе в Госдуму был внесен законопроект, предлагающий ввести уголовную ответственность за оскорбление чувств верующих

Депутаты предлагают внести в УК РФ новую статью, согласно которой оскорбление религиозных обрядов и чувств верующих будет наказываться либо штрафом в 300 тыс. руб. и обязательными работы до 200 часов, либо тремя годами колонии, а осквернение святынь  — штрафом в 500 тыс. руб., или тюремным сроком до пяти лет.  Также предлагается пополнить КоАП статьей «за воспрепятствование осуществления права на свободу совести и вероисповедания», и штрафовать по ней обычных граждан на 50 тыс. руб., а должностных лиц — на 100 тыс. руб.. За «публичное осквернение или порчу религиозной и богослужебной литературы» административный штраф составит 50 тыс. руб.

Депутаты не скрывают, что поводом для подобной инициативы стали, в том числе, известный панк-молебен, «крестоповал» в регионах, а также волнения в исламском мире, вызванные провокационным фильмом «Невиновность мусульман» и опубликованными французским изданием карикатурами на пророка Мухаммеда.

Кто – за, кто – против

По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), 82% россиян поддерживают ужесточение наказания за оскорбление чувств верующих, «за» — даже многие атеисты. 76% неверующих и «колеблющихся» поддерживают ужесточение наказания за такого рода акции, как выступление Pussy Riot и спиливание крестов. Между тем мнения сенаторов и общественных деятелей по поводу нового законопроекта разделились. И большинство сенаторов сходятся во мнении, что закон нуждается в серьёзной доработке. Нужно отделить зерна от плевел — где действительно оскорбления неких символов и чувств верующих, а где это будет просто надуманная ситуация, за которую людей будут сажать в тюрьму.

Документ может настроить людей друг против друга, полагает актёр Иван Охлобыстин, который возглавляет Верховный совет партии «Правое дело», а также считается временно запрещённым в служении священником. «Сейчас нам этот закон не выгоден, как бы он внешне ни выглядел выгодным», – заявил он. — «Сейчас мы находимся в опасной ситуации. Малейшая религиозная подоплёка разорвёт нашу нацию как тряпку».

Подводные камни

Между тем законопроект может обернуться против самих православных активистов, регулярно называющих сектантами представителей «малых религий». Кстати, пятидесятники уже готовы воспользоваться новыми поправками к законодательству. «Конечно, мы будем пользоваться новым законом каждый раз, когда будут оскорблять протестантов России»,— заявил член Общественной палаты и глава Российского объединенного союза христиан веры евангельской Сергей Ряховский. И вполне возможно, что столкновения на религиозной почве между двумя массовыми группами оскорблённых верующих начнутся уже совсем скоро,  когда в очередной раз начнутся массовые убийства безвинных баранов на столичных улицах в честь мусульманского праздника Курбан-Байрам, а православные активисты попытаются силой либо законом пресечь оскорбительные действия верующих иной конфессии.

Последствия

Законопроект еще только рассматривается Госдумой, но его статьи и положения уже воспринимаются некоторыми гражданами как руководство к действию. В Ростове-на-Дону по требованию православных активистов был отменен спектакль петербургского театра «Рок-опера» «Иисус Христос — суперзвезда». Прокуратура инициировала проверку, но еще до ее окончания руководство местной филармонии заявило, что спектакль не состоится.

Петербургские артисты в недоумении: зачем смешивать религию и искусство? Мюзикл Эндрю Ллойда Уэббера и Тима Райса более 40 лет с громадным успехом играется во многих крупных городах мира. В России он впервые был поставлен  в 1990 году в питерской «Рок-опере». И, по утверждению работников театра, премьера практически совпала с 1000-летием Православной Церкви, исполнитель роли Христа Владимир Дяденистов получил благословение на роль.

В Ростовской епархии к данной инициативе граждан отнеслись настороженно: «Это частная инициатива частных лиц. Мы были очень удивлены, что эти товарищи подписываются от лица православных жителей Ростова-на-Дону и Ростовской области. По меньшей мере, чтобы так делать, нужно хотя бы иметь какое-то благословение священника», — утверждает Игорь Петровский, пресс-секретарь главы Донской митрополии.

Кстати, возвращаясь к российским «православным активистам». Что дальше окажется под запретом?  Какие книги и фильмы «полетят в костер»? «Божественная комедия» Данте? «Мастер и Маргарита»? Фривольные стихи молодого Пушкина? Вся литература советского периода? Теория Дарвина? Гипотезы о строении и происхождении Вселенной?

А как «у них»?

Практика предотвращения конфликтов на религиозной почве давно существует за рубежом. Например, в Германии того, кто оскорбляет религиозные взгляды других, лишают свободы на три года или наказывают штрафом. В Испании за богохульство грозит тюремное заключение на срок от шести месяцев до шести лет или штраф на сумму от четырех до десяти месячных заработных плат. В Израиле тот, кто разрушает, повреждает либо оскверняет место религиозного культа, может попасть за решетку на три года. В Сингапуре — на 5 лет.

Что думают оскольчане?

Не претендуя на полноту охвата мнений, «НО» провели небольшой анонимный опрос среди жителей Старого Оскола.

Среди 28 опрошенных 5 человек слышали о новом законопроекте только вскользь, но больших проблем в связи с его вступлением в силу не ожидают.

Три представителя «малых религий» — один, представившийся баптистом, и двое «свидетелей Иеговы» — не против принятия данного закона, если он не будет давать преимущества представителям одной религии перед другими. «Мне бывает очень обидно, когда предлагаемую нами литературу люди тут же, на наших глазах, выбрасывают в урну» — сказала одна из «свидетельниц». —  «Не хотите – не читайте, но зачем же нас оскорблять? Мы ведь тоже верим».

Трое, назвавших себя неверующими, уверены, что нужно с уважением относиться к чужим взглядам на жизнь и веру, и любые попытки разжечь рознь в обществе, оскорбить чужие взгляды, должны сурово наказываться.

Двое же атеистов заявили, что чувствуют себя обделенными, так как в законе не говорится об их правах. На вопрос: какие именно их права ущемляются, ведь в Интернете по большому счету от атеистов пока что – только ерничанье, собеседники указали, что, например, хотели бы воспитывать детей в соответствии со своими взглядами, и поэтому их права ущемляет обязательное введение православия в школе. По их мнению, изучение исторической роли РПЦ и культурного наследия можно было бы включить в курс российской истории, литературы и искусства.

Одна молодая женщина, затруднившаяся определить свое отношение к вере, опасается, что теперь верующая соседка может подать на нее в суд за короткую юбку «и вообще неподобающий внешний вид».

Двое исповедующих ислам и восемь из двенадцати православных поддерживают ужесточение наказания за осквернение святынь.

Еще двое православных, в целом поддерживая закон, считают, что его статьи должны быть прописаны очень тщательно, чтобы исключить злоупотребления. Двое же православных оказались «против» закона, считая, что он усилит межрелигиозную рознь в обществе.

Ирина ТРОШИНА

МНЕНИЕ СВЯЩЕННИКА

Прокомментировать ситуацию мы попросили клирика храма Александра Невского о. Николая (Дубинина)

— Что касается закона об оскорблении, то он, в связи с последними событиями, оправдан. Важно, чтобы он правильно был оформлен, чтобы он не был двусмысленным.

Для православного христианина все, что сегодня происходит, не является неожиданностью. Апостол Павел в одном из своих посланий говорил о том, «что настанет время, когда люди перестанут внимать здравому учению, ложь назовут правдой, а правду ложью». Думаю, сегодня наступает такое время. Кощунство  называют искусством, перформансом, спиливание крестов – акцией, богохульство – панк-молебном… Никто не заметил, что это происходит в 200 летний юбилей победы над Наполеоном, в храме, построенном в честь этой победы. Никто не заметил, что имя  прапрадеда адвоката Пусси Николая Полозова было когда-то высечено на стене храма Христа Спасителя — он был героем войны 1812 года. Вот такая ирония судьбы. Знал бы дед, за кого он кровь проливает… Однако христианин должен оставаться христианином даже в условиях гонений, к которым нам не привыкать. «Блаженны вы, когда будут вас гнать за имя Мое» — говорит нам Христос.

Меня настораживает другое. В последнее время часто приходится слышать о неких православных активистах. Окончив семинарию и университет, могу наверняка сказать, что история церкви не знает даже термина «православные активисты». Кто это вообще?  Когда я слышу об инициативах создать некие православные дружины, или осудить фирму с логотипом радуги (которая якобы пропагандирует ЛГБТ сообщество)  мне становится  страшно от того, что это исходит от имени неких православных активистов. Святитель Иоанн Златоуст так говорил: «если бы  все христиане были настоящими христианами, то в мире уже не осталось бы еретиков». Настоящий православный активист пытается свою душу спасать, заниматься поиском своих грехов, пороков,  а не логотипы с радугой разыскивать…  А вот цитата нашего святого, Игнатия Брянчанинова: « Если ты говоришь, что веришь в Бога и любишь Его, а в сердце твоем имеешь неприязнь хотя бы на одного человека – то ты в горестном самообольщении». Поэтому могу смело сказать, что дух настоящих православных христиан соответствует духу наших святых.

Но все же, как относиться к таким вещам как действительное оскорбление чувств, глумление над нашими святынями? Скажем, пример с мюзиклом – Иисус Христос – суперзвезда? Думаю, ответ очевиден. Дело в том, что в любом нравственно и культурно здоровом обществе есть такие темы, которые просто не принято затрагивать. Темы табу. Это не принято, это ненормально. Личное дело режиссера – верить или не верить во Христа, но не заметить, что Христос – Господь и Бог самой многочисленной религии мира —  это  как минимум безрассудно. Полагаю, создание мюзикла изначально планировалось с целью скандала, на котором можно было получить известность. Поэтому христианину надлежит осознавать эти вещи – что перед нами глупое и безрассудное поведение,  которое  напоминает нам, что быть христианами по-прежнему трудно. Однако на то мы и христиане, и каждый вечер, в вечерних  молитвах мы говорим: «Ненавидящих и обидящих нас, прости Господи, благотворящим – благо сотвори…».

Рубрики: Актуально   |   Наверх

Обсуждение закрыто.