Новости Оскола » Blog Archives » Война в судьбе двоих
Электронная версия газеты Новости Оскола

« ПредыдущаяСледующая »

Война в судьбе двоих

09.05.2013

История о жизни двух любящих друг друга людей, в судьбе которых Великая Отечественная выжгла свой след

Ему было 17 лет, когда в родное село Бурцево Можайского района (Подмосковье) пришли немцы. Молодой парнишка вместе с несколькими мальчишками и девчонками был под дулом автомата загнан в фургон, крытый брезентом. Всего из близлежащих сёл собрали три битком забитых кузова детей – будущих рабов. Тот, о ком дальше пойдёт речь, оказался в третьей машине.

Но вот у просеки остановились, немцы, оставив одного часового, пошли грабить деревню – «собирать харчи» в дорогу. Из леса выскочил партизан и, подбежав к замыкающему грузовику, поднял брезент и шепнул ребятам: «Вы чего сидите? Знаете, куда вас везут? В Германию! В рабство! Бегите! Главное – в разные стороны, не кучкой. Всех не поймают. Спасайтесь!». Дети, как зайцы, выпрыгнули из машины и кинулись врассыпную. Часовой, спохватившись, открыл огонь. Ранил в ногу одного, но ребята не бросили, подхватили и унесли с собой в лес. Спаслись. Все остались живы. Попали к партизанам, у которых переждали некоторое время, пока не ушли немцы. О судьбе ребят из первых двух фургонов ничего не известно.

Так началась война для Ивана Ивановича Копылова, ветерана Великой Отечественной войны, награждённого орденом Отечественной войны I и II степеней, орденом Красной звезды, медалями «За победу над Германией», «За освобождение Варшавы», «За боевые заслуги» и многими другими.

В 1942-м, в 17 лет, Иван Копылов ушёл добровольцем на фронт. После того спасения от угона в Германию, юноша вернулся в родное село, где дед Иван Дмитриевич сам убедил его идти воевать. В 18 километрах от села располагался военкомат. Со всеми ребятами – в большинстве своём тоже несовершеннолетними – внук, послушав деда, направился туда. Всех взяли легко и просто, а Иван был меньше других ростом и выглядел слишком уж «зелёным» для фронта. Военком отказал. В следующий раз, через 3 дня, Иван пришёл с мамой и дедом, награждённым Георгиевским крестом за сражение при Порт-Артуре. Дед уговаривал военкома принять парня в действующую армию, а Иван проявил настырность, сказав: «Не возьмёте так – к партизанам уйду. Всё равно воевать буду!». Военком снизошёл – подготовил необходимые документы.

Боевое крещение или «пушечное мясо»?

В Казани новоиспечённый солдат проходил курс молодого бойца, его 6 месяцев готовили на миномётчика. После обучения, на построении, командир части объявил, что ожидается большое сражение в Курской области, но так как ребята по большей части несовершеннолетние, лишь на добровольной основе могут принять участие в этой битве. Приказывать им было нельзя. Командир сказал: «Если есть желающие, выйти из строя на три шага вперёд». Все, кто обучался, эти три решающих шага и сделали. Ребят ночью привезли к деревне Поныри, в двух километрах от Прохоровки. Вчерашних курсантов на удивление очень хорошо покормили: гречневая каша с тушёнкой, даже по 50 г водки налили, чего за 6 месяцев в школе они и не видели.

Было 3 часа ночи. Поодаль сидели старожилы-солдаты, которым прибывшие необстрелянные ребята в сыновья годились. И вот до Ивана донеслись слова одного из них: «…ну, с нами-то понятно. Мы войну видели, знаем её. А парнишек-то зачем в самое пекло кинули? Как пушечное мясо чтоб были? Ведь это верная смерть!..» У Ивана при этих словах ложка в котелок упала, стали душить слёзы: было ясно, что живым вряд ли кто вернётся.

Брезжил рассвет. И взору юношей открылись замаскированные ветками танки, укрепления. Стало очевидным: готовится великое сражение. Каждому выдали по 3-4 бутылки с горючей жидкостью и гранаты – против танков, винтовку со штыком, каску. Прозвучал приказ: «Строиться по три человека перед каждым танком!». Перед танками! Солдаты, переглянувшись, всё поняли. Но отступать уже было некуда.

Сражение

12 июля 1943-го. Жара неимоверная. Солдаты в касках. Иван помолился, сказав напоследок: «Мамочка милая, сохрани. Молись за меня и помилуй…»

Позади шли НКВДшные части, которые расстреливали бегущих назад – дезертиров, трусов. А какие могли быть трусы и дезертиры среди ребят 17-18 лет? Психика неустоявшаяся. Ребятам страшно было. Были и те, кто во время сражения под танки сам бросался умереть, уже хотели, чтоб быстрей всё кончилось… Отступать нельзя. Впереди смерть. Сзади смерь. И битва ведь велась не только на земле, но и в воздухе, где сражались советские и немецкие самолёты. Но спасла Ивана взрывная волна от упавшего снаряда. Отбросило в яму и присыпало землёй. Рядом проползала медсестричка с раненым на плащ-палатке и заметила, как присыпанный землёй солдат пошевелил ногой. Она стряхнула землю, контуженый Иван, едва понимая, смотрел на неё. Из носа и ушей шла кровь, он ничего не слышал. Она говорит: «Держись за меня. Пошли». А Иван глянул, за кого держаться? Перед ним девчонка худенькая, лет 18-19 была, ещё и с раненым в живот, у которого кишки уже вываливались. Он развернулся и побрёл вперёд. Не отступать! Через полминуты грянул взрыв. Иван обернулся. На месте, где только что была медсестра с раненым, образовалась воронка…

Иван выжил на этом ратном поле. Скрыл контузию. Боялся быть комиссованным инвалидом. Не хотел возвращаться. Как говорит жена, он «с первых дней войны хитрил, только б воевать дальше».

Счастливый орден

…Освобождал Белоруссию, Украину, Польшу, Чехословакию, дошёл до Берлина, встретился с американцами на Эльбе. Всё это про него. В Германии был ранен 31 января 1945-го в левое плечо. Иван Иванович уже в звании лейтенанта и награждён орденом Красной звезды. Именно в этот орден и попала пуля, ударив в один из уголков пятиконечника. Но рикошетом она пошла выше и застряла в плече. А не будь ордена – прямо б в сердце! На тот момент Иван Иванович был уже командиром миномётного взвода. Это было в Берлине. Командир части отдал приказ вынести знамя полка из дома, окружённого фашистами. Дал двух солдат в помощь. Знамя спасли. За проведение этой операции Иван Копылов был награждён орденом Отечественной войны. Но вскоре потерял сознание, ведь в госпиталь-то не обратился: попал туда лишь спустя 10 дней после ранения. Через две недели его выписали в часть.

Война её глазами

Но Великая Отечественная война оставила свои отпечатки в памяти не только у тех, кто воевал, но и у тружеников тыла. Елене Ивановне, жене Ивана Ивановича, когда началась война, было 10 лет. Среди детских воспоминаний — казнь Зои Космодемьянской, голод, оккупация, работа на заводе за еду и много-много страха. Да и послевоенные годы тоже не сулили радужной перспективы. Но Елена Ивановна сейчас, оглядываясь назад, считает, что её жизнь сложилась удачно. И вспоминая прошлое, продолжает свой рассказ…

Любовь с первого взгляда

Когда вывели войска из Германии в 1949 году, Иван Иванович оказался в Московском округе. Приехал навестить мать, затем сестру, которая жила в соседнем селе. В этом самом селе, в доме, напротив сестринского, и жила Елена, приехавшая на каникулы из города. Сестра будущего мужа попросила посидеть её со своими тремя малолетними детьми, пока сама сбегает в магазин: ведь брат приедет, стол надо накрыть. В её отсутствие и пришёл Иван. Так и познакомились. Ему на тот момент двадцать четыре, ей — восемнадцать. Вечером сходили в кино, на танцы. И через три дня… решили пожениться.

Расписались и поехали в полк. Ребята шутили над женатым воякой: «Твоя красавица и недели не протянет воинской жизни – сбежит». Не сбежала. Их союз длился 53 года.  В счастливом браке родилось двое сыновей.  16 января 2002 года Ивана Ивановича не стало. Елена Ивановна богата внуками, правнуками. Знает, что жизнь продолжается, есть ради чего и ради кого жить. Пишет стихи, выступает в школах, общается с молодёжью, поёт в хоре ветеранов «Рябинушка»… И это в 82 года!

P.S. Очень хотела Елена Ивановна через нашу газету поздравить всех ветеранов с приближающимся днём Победы и пожелать здоровья, как можно больше заботы от близких людей, тепла и радости. Мы присоединяемся к этим словам.

Ольга УЛЬЯНОВА

Помните об этом!!!

Вы вспомните, как шёл жестокий бой,
Где каждый дом на улицах Берлина,
Был неприступной точкой огневой,
Но всех смела советских войск лавина.

У стен Рейхстага шли на штурм бойцы,
Чтоб водрузить над ним Победы знамя,
Волной – «Ура!» неслось во все концы,
Со всех стволов салют гремел над нами.

Нас командиры в бой вели,
За Родину знамёна поднимали,
А там, в тылу, все граждане страны
Победу вместе с Армией ковали.

Священный долг исполнив до конца,
Нас полегло немало на чужбине,
Потомки свято сохранят в сердцах,
Всех, кто погиб, ушёл и жив доныне.

Скорбит страна у вечного огня,
У Обелисков павшим за границей,
Но в день Победы светятся не зря,
На встречах ветеранов наших лица.

Медали, боевые ордена…
Войны безумной нам напомнят даты,
Уходим мы, но пусть живёт страна,
И смена нам, Российские солдаты.

Поклонимся мы всем, кто воевал,
Кто честь Страны собою прикрывал,
Кто от фашизма мир освободил,
Тем, кто погиб и тем, кто с ними – жив!
Всем вам, кого не может мир забыть,
Спасибо всем, кто дал нам право жить!

И.И. Копылов

Всё это было, было, было

На Прохоровском поле сегодня тишина,
А в небе слышен звон колоколов.
Он в сердце отдаётся болью,
За наших дедов, братьев и отцов.

Они здесь в страшной смертной схватке
С врагом сошлись стена к стене.
Нет! Не была Победа сладкой,
Железо плавилось в огне.

Горело всё, земля и небо,
Страшнее было, чем в аду.
В крови лежат колосья хлеба
И обгоревшие тела солдат в бреду

Стальных «чудовищ» рёв и скрежет,
Горевших самолётов дым
И умирающего крики, стоны,
Сестра склонилася над ним.

Всё это было, было, было!
Огонь и кровь, и человек!
Нет! Наша память не забыла
Вписала всё в XX век.

Вписала золотом и кровью в храмах,
Вписала в песни, в звон колоколов,
И я читаю с гордостью и болью
Легенду наших дедов, братьев и отцов.

Как изогнулась Курская дуга,
Ударив в стан проклятого врага,
И в переломный 43-ий год
Победу в битве одержал народ!

Е.И. Копылова

Рубрики: Актуально, Наш человек   |   Наверх

Обсуждение закрыто.