Новости Оскола » Blog Archives » СМИ приказали молчать
Электронная версия газеты Новости Оскола

« ПредыдущаяСледующая »

СМИ приказали молчать

12.03.2014

Новый закон запрещает писать о медицине

Газетам фактически запретили писать о здравоохранении. Депутаты, принявшие поправки к закону о рекламе, посчитали, что, рассказывая о врачах, поднимая проблемы медицины, информируя о прививках, СМИ занимаются рекламой. И отныне печатная братия, включая «Новости Оскола», должна изгнать со страниц своих изданий эти темы.

Штрафами по информации

Медучреждения лишатся потенциальных клиентов. СМИ – рекламодателей и читателей, интересующихся здоровьем. Россиянам ограничили доступ к информации. Врачей лишили возможности пропагандировать здоровый образ жизни, рассказывать о методах лечения. Не думайте, что сгущаю краски. 4 марта Управление Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области собрало СМИ и рассказало, за что оно будет штрафовать нас по новому закону. Штрафы, между прочим, 200 – 600 тысяч! Для большинства периферийных изданий суммы разорительны. В полном смысле слова. Семинар-совещание: «Медуслуги и изменения законодательства о рекламе» в журналистской среде вызвал шок. К антимонопольщикам ещё с конца прошлого года обращались рекламные агентства и медучреждения. Спрашивали: «Как теперь рекламировать услуги?».

– Могу сказать одно: никак. Вы не имеете права это делать. Можете только называть виды медицинской деятельности. Всё остальное – нет! – пояснила представителям белгородских СМИ заместитель начальника отдела правового обеспечения и контроля рекламы Елена Чуева.

– Под запретом и использование образа медработника. Оно не допускается ни в каком виде. СМИ не должны даже показывать медицинский халат, даже мультяшные образы типа Доктора Айболита.

В рекламе остаётся только наименование медорганизации, адрес, телефон, электронный адрес и виды деятельности, например, «Стоматология», «Гинекология», «Хирургия». Расшифровка этих понятий – вне закона. Писать об этом можно только в специализированных изданиях, которых в регионе нет. Под запретом и названия лекарств, медаппаратуры. Также нельзя писать: приём ведёт врач такой-то. Это тоже – образ врача. Если только это не зарегистрированное фирменное наименование, например, ООО «Клиника доктора Иванова». Но ни в коем случае – фамилия доктора, ведущего приём. Даже первичный осмотр в муниципальной поликлинике – услуга. Не должно быть указано никаких симптомов заболеваний, никакого положительного воздействия препарата или метода лечения.
По поводу БАДов – в обязательном порядке должно быть указано, что это не лекарственное средство. Не рассказывать о положительном влиянии на состояние здоровья. Обязательно должно быть указание: это только добавка к пище.

Хочу заметить, что у нас в области очень много «доброжелателей». Нам поступает много жалоб на СМИ от неких граждан. На мой взгляд, это не совсем честная борьба конкурентов, но мы должны реагировать на эти обращения.

Профилактика –  вне закона

После этого выступления вопросы посыпались, как из дырявого мешка. В ходе ответов на них выяснились ещё более любопытные подробности.

– В нашей газете Центр медпрофилактики выпускает свою страницу. Это не реклама. Мы даже не указываем его местоположение. Просто врач рассказывает про прививки или диету. Естественно, мы указываем фамилию врача. Это будет расцениваться как нарушение? – интересуются коллеги-губкинцы из «Нового времени».

– Да, потому что прививки – это метод профилактики.

– То есть, даже материал информационного характера может быть признан рекламой? И журналистские материалы не имеем права писать на эти темы?

– Вы можете просто говорить о необходимости профилактики. Но нельзя указывать каких конкретно заболеваний, и куда идти. О прививках писать вообще не имеете права.

– Но к нам обращаются медики: товарищи, вы видите, что творится с корью? Давайте об этом напишем. Как поступать?

– Пишите про это заболевание, но то, что можно защищаться от него с помощью прививки – табу. Можно только указать, что нужно обращаться к врачам соответствующей специальности. Есть телефоны, есть адреса. Пусть потребитель сам звонит и узнаёт, что ему делать.

– Но ведь реклама – это то, что за деньги?

– Необязательно. Для ФАС платность не является признаком рекламы. Вы можете писать о кори, тема актуальна.

– В день иммунолога мы хотели дать историческую справку о том, как появились прививки. Получается, про Луи Пастера, который их изобрёл, тоже нельзя?

– Если будет чистая история, можно.

– Но ведь до абсурда доходит! Может, учебники по биологии запретить?

– Нет, тут всё конкретно.

– А про косметологию писать можно?

– Нет. Услуги косметологов оказывают в салонах. Это всё медуслуги. Массаж, который указывают практически все косметологические салоны, — тоже медуслуга.

Без белых халатов

– Можно использовать изображение медоборудования? Допустим, врач рядом с рентгенаппаратом?

– Нельзя. Даже фонендоскоп нельзя.

– А если просто интервью с врачом и его фотография?

– Если врач рассказывает, какие цветочки вырастил на даче, – пожалуйста. Хоть с буром стоматологическим в руках. Но если он говорит: я работаю в такой-то клинике, приходите к нам – нет.

– Губернатор открыл новый перинатальный центр. На фотографии в любом случае будут люди в белых халатах. Как давать репортаж, это реклама?

– Если будут открывать новые медцентры и перерезать ленточки, мы не будем вменять вам это в вину, – пообещал начальник регионального Управления Сергей Петров.

– ОЭМК купил томограф для своего медико-профилактического центра. Мы можем про это писать? Мы ведь рекламируем социальную политику комбината, а не медуслугу.

– Что купили – да, но какие обследования на нём можно проводить и сколько это будет стоить – не имеете права.

– А если я взяла интервью у главврача психбольницы – значит, я рекламирую психбольницу?

– Если вы разговариваете о тенденциях, положительных моментах в их работе, о том, сколько человек они вылечили, но не указываете, какие конкретно лечат заболевания, и какими методами – писать можно.

Законодатель решил…

– А, вам не кажется, что просвещение через СМИ – важная составляющая профилактики здоровья?

– Мало ли, что нам кажется! Законодатель решил по-другому.

Законодатель додумался до того, что и солнцезащитные очки приравнял к изделиям медназначения. Не стал он делать разграничений и между муниципальными и частными клиниками. Ни про те, ни про другие писать нельзя. Похоже, единственное исключение сделано для случаев, когда через СМИ всем миром собирают деньги для тяжелобольных детей. Тут народные избранники милостиво разрешили указывать диагноз и необходимые лекарства.

– А к вам не было жалоб от простых жителей на то, что их ограничили в праве получать информацию о медицинских услугах?

– Это уже не к нам, закон не мы принимали. На сегодняшний день ещё не возбуждено ни одного дела по его нарушению. Вот после этого семинара мы уже возьмём «заявления от бдительных граждан» и начнём работать. Вам дали время на раскачку. Мы понимаем, что сейчас поставить на всём крест – это тяжело, и у всех рекламодатели, договоры, обязательства. Но после 8 марта мы «выйдем на охоту».

…Наши первые лица постоянно пеняют, что россияне не хотят уважать законы. А может, проблема в том, что принимают такие законы, что не хочется их ни уважать, ни исполнять?

Лариса ЧАЩИНА

Рубрики: Актуально   |   Наверх

Обсуждение закрыто.