Новости Оскола » Blog Archives » «Мы – не задворки бюджета»
Электронная версия газеты Новости Оскола

« ПредыдущаяСледующая »

«Мы – не задворки бюджета»

25.06.2014

Светлана Лазебная о 30-ти годах, отданных музыке и ученикам

«Не «сольфеджо», а сольфеджио! – поучала более музыкально подкованная коллега. – Эх вы, необразованные!». Что есть – то есть, консерваторий некоторые из нас не заканчивали, так что запросто можем «блеснуть» неправильностью. Но одно дело —  в своём кругу, где простят и поймут. Другое, когда собираешься к педагогу по этому самому сольфеджо… простите, сольфеджио. Повод для встречи солидный: 30 лет преподавательской деятельности. Первый вопрос «имениннице» Светлане Лазебной, что за «зверь» — сольфеджио?

solf

— Интонация, слух, ритм, музыкальная грамота, сочинение музыки – всему учит эта дисциплина, всё это развивает, — объясняет учитель музыкальной школы №4. — Кстати, поговорка о наступившем на ухо медведе не верна. Музыкальный слух можно и нужно развивать. Другое дело – есть ли у ребёнка и родителей желание. Часто мама или папа приводят ребёнка в музыкальную школу и самоустраняются. А в занятиях нужна системность, контроль. Не так много детей отдаются музыке полностью. Иных нужно направлять, подбадривать. Если в младших классах на уроки идут охотно, в старших желание учиться пропадает: друзья, улица. Я и сама начала прогуливать в 5 классе. Но папа – мудрый был человек! – как узнал, заявил: «Достал меня этот гроб на колёсах! Давай его порубим на дрова». Это он про фортепиано. Мне так стыдно стало! Ведь он столько лет терпел моё неумелое бренчание, а я… В общем, такие моменты нужно просто переждать.

Но мне везёт на одарённых детей. Многие из них добились успехов. Недавний выпускник Александр Иванов поступил в Военно-музыкальное училище им. Суворова, Ангелина Шалыгина учится одновременно в Высшей школе экономики и «Гнесинке». Большие надежды подаёт Ульяна Ровенских. Необыкновенно трудолюбивый и талантливый ребёнок! Мечтает быть теоретиком и композитором, но понимает, что по нынешним временам этим на хлеб не заработаешь. Умных деток очень много, но они же умненькие – к нам, когда вырастут, не пойдут работать. А тех, кто еле-еле окончил училище, брать не хочется. Да, у состоявшихся педагогов есть стимулирующие надбавки, но вчерашний студент в музыкальной школе будет получать 6 тысяч. Поработает немного, и уйдёт. Тупиковая ситуация.

О том, что искусство у нас и в самом деле «за гранью», говорит и само здание музыкальной школы №4 в мкр. Горняк. Старенькое двухэтажное оно давно требует ремонта. Внутри ситуация получше, но инструменты… многие из них пора списывать. А они всё ещё служат. Правда, о качестве звучания говорить не приходится.

– Мы были в Губкине в музыкальном колледже, и так позавидовали коллегам! – рассказывает Светлана Владимировна. – Такой ремонт, такие инструменты, такой уровень! Понимаете, нельзя о культуре рассказывать, когда вокруг такой антураж. – Лазебная показывает на полированные шкафы советских времён. – Это неправильно, так не должно быть. Ребёнок ведь приходит к нам развиваться эстетически. По телевизору был сюжет, где сокрушались: ах, какие плохие в Крыму школы! А разве у нас хорошие?

…Впрочем, не всё так грустно. Нам тоже есть чем похвастаться. Например, замечательными педагогами, новыми проектами.

Моя собеседница не афиширует, что автор одного из них – межзонального конкурса «Юный музыковед» – она сама. С её подачи «закрутился» проект, выявляющий и развивающий ораторские способности у детей. Им заинтересовались многие. Формат олимпиад привычен, а тут что-то новое! Хотя поначалу проект долго не могли «пробить» опять же из-за новизны. Ноу-хау в России трудно приживаются.

Светлана Лазебная не только педагог сольфеджио, но и зав. методической секцией преподавателей теоретических дисциплин Старооскольского округа и заведующая теоретическим отделением в своей школе. Она открывает толстенную папку с грамотами и дипломами. Среди них и министерские, что говорит об уровне. Сокрушается, что в министерской грамоте, полученной ученицей Ангелиной Шалыгиной, нигде – даже мелкой строчечкой – не указан педагог, обучивший ребёнка всему, что знал сам. Обидно.

– А я ведь захотела стать педагогом, глядя на свою учительницу музыки. Она так одевалась, так вела себя, была такой утончённой! Я прямо млела, – рассказывает Светлана Владимировна. – Мы в Узбекистане жили, а как начался развал, перебрались в Россию. И вот после Ташкента попадаем в Монаково. Что такое село лет 20 назад, объяснять не надо – цивилизации – ноль. А водитель, видит, что мы городские, нарочно нас с сестрой в луже высадил. Вышли, гуси пасутся, дорог нет – мама дорогая! Но ничего, прижились, затем в Старый Оскол перебрались. Сейчас меня многое устраивает. Коллектив – замечательный, работа – интересная, дети – талантливые, с директором школы – молодой и энергичной Татьяной Умитбаевой, понимаем друг друга с полуслова. Даже зарплата не слишком огорчает – наряды шью сама. Что ещё для полного счастья надо? Наверное, чтобы государство перестало тратить на нас деньги по остаточному принципу, считая культуру задворками бюджета.

– Скажите, а можно я маму через газету поблагодарю? – просит собеседница. – Ведь только благодаря ей я добилась многого. Всегда чувствовала её заботу и поддержку. Милая, любимая моя мамочка, спасибо тебе!

Судьбой педагога интересовалась Лариса УЛЬЯНЕНКО

Рубрики: Культурная жизнь, Наш человек   |   Наверх

Обсуждение закрыто.