Новости Оскола » Blog Archives » Дорога ложка коллекционеру
Электронная версия газеты Новости Оскола

« ПредыдущаяСледующая »

Дорога ложка коллекционеру

09.07.2014

Староосколец собрал более тысячи столовых приборов

Несмотря на то, что ложка является одним из самых древних предметов кухонной утвари (старше, пожалуй, только нож, горшок да вертел), коллекционеров – собирателей этих привычных и оттого кажущихся неинтересными столовых приборов в мире не так уж много. Один из таких собирателей живёт в Старом Осколе.

l1

Владимиру Скиндеру 40 лет, 35 из них он собирает предметы старины. Страсть к собирательству проснулась у маленького Володи в пятилетнем возрасте. Все пацаны во дворе играли в «цоку» — разноцветные пробочки от флаконов из-под одеколона бросали в круг, выигрывал тот, чья крышечка становилась, а не падала на бок. Эти крышечки и стали объектом страсти мальчишки. Набрав ворох разноцветных пробок, Володя переключился на спичечные коробки. Собирал все без разбора, но больше других юному коллекционеру нравились деревянные коробочки с изображениями  бравого солдата Швейка. Володя собрал полную серию таких, а вся коллекция  — около трёх тысяч коробков — заняла старинный бабушкин комод. В 1984 году семья переехала из Ростова-на-Дону в Старый Оскол, коллекцию пришлось оставить. Так она и пропала, о чём Владимир сейчас жалеет: собрание было бы очень интересным для собирателей-филуменистов (коллекционеров спичечных коробок).

— В четвёртый класс пошёл в Старом Осколе, — вспоминает Владимир, — и прямо в первый день, на первосентябрьской линейке, одноклассник похвастался необычной монеткой в 20 пфеннигов. Для меня это было как гром среди ясного неба: тогда я даже не подозревал, что в других странах существуют другие денежные знаки, а не привычные копейки и рубли.

С этой монетки началось увлечение школьника нумизматикой. В то время как раз начиналось строительство ОЭМК, приезжало много иностранных специалистов, и Володя выменивал монетки у тех школьников, чьи родители работали вместе с ними. Об увлечении мальчика знали все: от первоклассников до директора школы №19, и к выпускному Володя собрал пятилитровую кастрюлю денежной мелочи. Самые редкие и старинные монеты хранил в коробке из-под конфет, менее ценное шло на обмен. Впрочем, эта коллекция тоже не сохранилась: последние её остатки «ушли» в девяностые годы.

В 1995-м Владимир жил в старой части города, на ул. Садовой. Однажды, разбирая хлам в сарае, нашёл старинную серебряную ложку с портретом императора Александра III. Находку нумизмат сменил на очередную редкую монету. После из любопытства пытался отыскать похожую в каталогах, но не нашёл ничего даже приблизительно напоминавшего ту. По всей видимости, ложка была сделана на заказ. Скорее всего, считает Владимир, в ручку обычной серебряной ложки мастер впаял монету с изображением государя. О поспешном решении пожалел, но вернуть уникальный столовый прибор не удалось.

Однако с того момента ложки всерьёз заинтересовали коллекционера. С 1998 по 2004 год Владимир собрал их около сотни: что-то находил или приобретал сам, что-то дарили товарищи. А однажды, когда работал на стройке в Москве, в культурном слое начала XIX века, нашёл бронзовую посеребрённую ложку французской работы. Кому она принадлежала – неизвестно: возможно, одной из русских дворянских семей, а возможно – и кому-то из солдат армии Наполеона. С этого момента Владимир начал систематизировать свою коллекцию. Правда, первый номер присвоил не московской находке, а сувенирной ложечке из Питера, купленной в церковной лавке у храма Спаса-на-Крови – просто в память о поездке в северную столицу.  Последние 9 лет Владимир занимается только ложками. Сейчас в его коллекции их более тысячи: от железных крестьянских – до изысканных, литого серебра высшей пробы, изукрашенных самоцветами. Очень много советских: в то время каждый завод-производитель и каждая республика выпускали свои ложки.

—  Не так давно приятельница ездила к родственникам в Казахстан – привезла 20 штук, и все – абсолютно разные, — рассказывает Владимир. —  А эту чайную ложечку один из знакомых привёз из Египта: «позаимствовал» в отеле. Есть в коллекции самодельные ложки, сработанные умельцами в местах лишения свободы. Одна – из какого-то из многочисленных лагерей Алма-Аты, вторая – из «Белого Лебедя», одной из самых страшных российских тюрем, выйти оттуда на свободу почти невозможно. А вот эта крохотная кофейная ложечка с иероглифами на ручке – японского производства, времён I Мировой войны. Её подарил мне хороший друг, иеромонах, бывший настоятель храма в Тикси, отец Агафангел. Изящная японская ложечка вытаяла во время короткого заполярного лета из вечной мерзлоты. Возможно, её тоже привёз с собой на Крайний Север кто-то из заключённых ГУЛАГа, бывший солдат или офицер Белой Армии.

Очень много в коллекции солдатских ложек. Вот – столовая ложка, выпущенная на одном из заводов Австро-Венгрии в начале ХХ века. Найдена на месте боёв, как раз там, где вместе с немцами воевали союзники-мадьяры: в Атаманском лесу. Нашёл её мой друг ещё в 1985 году. Он  — страстный рыболов, и в тяжёлой латунной ложке приспособился плавить свинец для грузил. От такого использования часть серебряного покрытия сошла, но местами сохранилась.

Вот – немецкая ложка середины XIX века, с вензелем хозяина: ER. Она в отличном состоянии: очевидно, кто-то из советских солдат, дошедших до Берлина, взял её себе в качестве трофея.

Солдатские ложки находятся обычно в куда более плачевном состоянии: гнутые, покорёженные, порой – со следами осколков и пуль. Как вот эта чайная ложечка, которую мои друзья из старооскольского клуба «Поиск» нашли вместе с останками убитого в 1943-м году бойца Красной Армии. Вероятнее всего, тот же осколок, что повредил ложку, убил и солдата: ведь применять её по назначению невозможно, следовательно, хранить её солдату было бы ни к чему.

 

l7

«Раненая» ложка сопровождала хозяина
до самой смерти

А эти немецкие ложки, по всей видимости, неоднократно меняли владельцев. Смотрите: на комплекте из ложки и вилки (такие были в ходу у солдат немецко-фашистской армии) нанесены инициалы «NK», а рядом – «НМ». Впрочем, здесь сложно сказать, был ли второй хозяин ложки немцем или русским. Зато со второй никаких сомнений нет. Фашистское клеймо и свастику новый хозяин явно пытался вытравить, хотя до конца это сделать не удалось. На добытом в честном бою гитлеровском столовом приборе новый хозяин вначале выцарапал свои инициалы – «ЖК», а после – гордо поставил дату: 1945, год Великой Победы.

Мечта старооскольского коллекционера – создать в Старом Осколе музей ложек. Дело за малым: найти мецената да подыскать место для постоянно действующей экспозиции. Самостоятельно справиться с этим проектом получится у Владимира вряд ли: вопреки расхожему мнению, коллекционирование – не такое уж прибыльное дело. Ощутимые дивиденды со вкладов в предметы старины можно получить разве что собирателям ювелирных изделий, икон, картин и других предметов искусства, да ещё старинных монет: каждая из них ежегодно дорожает на 13, а то и на 50 процентов. И если грамотно вкладывать деньги, можно стать богачом.

— А ложки я собираю исключительно для души, — улыбается Владимир. – Считаю, что эти верные и скромные спутницы человека тоже заслуживают внимания, любви и уважения. Не только к обеду дорога ложка. В каждой из них заключена частица истории.

Наталья ЧЕРНОВА

l5

Возможно, чайная ложечка принадлежала кому-то из царской семьи…

l6

…на это намекает герб Российской Империи

l4

Крестьянская, мещанская и купеческая ложки

l3

Столовая ложка выглядит великаншей рядом с «малышками» для специй

l8

Были ложки немецкие — стали советские!

ИЗ ИСТОРИИ

Первое упоминание о металлических ложках на территории Древней Руси относится к царствованию князя Владимира Красное Солнышко. В «Повести временных лет» летописец рассказывает: «Каждое воскресенье решил он (Владимир) на дворе своём в гриднице устраивать пир, чтобы приходить туда боярам, и гридям, и  сотским,  и  десятским,  и  лучшим мужам — и при князе и без князя. Бывало там  множество мяса  —  говядины  и дичины, — было всё в изобилии. Когда же, бывало, подопьются, то начнут роптать на князя, говоря: ‘‘Горе головам нашим: дал он нам есть деревянными ложками,  а не серебряными”. Услышав  это, Владимир повелел исковать серебряные ложки, сказав так: ‘‘Серебром и золотом не найду себе дружины, а с дружиною добуду серебро и золото, как дед мой и отец с дружиною доискались золота и серебра’’.  Ибо  Владимир  любил  дружину».

Рубрики: Увлечения   |   Наверх

Обсуждение закрыто.