Новости Оскола » Blog Archives » В неоплатном долгу
Электронная версия газеты Новости Оскола

« ПредыдущаяСледующая »

В неоплатном долгу

03.09.2014

«Теплоэнерго» ходит в должниках из-за неплатежей населения

Слухи о двукратном удорожании холодной воды в 2015 году продолжают возмущать старооскольцев. И уверения, что на кошельки потребителей лягут всего лишь дополнительные суммы в пределах 100-200 рублей, не успокаивают. «Ага! А за горячую воду и тепло тоже цена возрастёт! И это уже не 100 рублей будет!»

– Возрастёт, – подтверждает генеральный директор МУП «Теплоэнерго» Анатолий Гончаров. – Ровно на ту же сумму. То есть, если кубометр воды подорожает на 11 рублей, настолько же дороже станет и куб горячей. С 1 июля он стоит 84,15 рубля, было 80,6. Увеличение небольшое, как видите и первый раз за год. Так же и плата за тепло выросла всего на 4,2%. А что будет в 2015 году – пока только предположения. То, что приняли депутаты, – лишь первый шаг. Пойдут ли навстречу в Москве, примет ли новый тариф Региональная энергетическая комиссия – ещё вилами по воде писано. Только РЭК принимает окончательное решение: с какого числа и насколько повышать. А этот орган работает очень жёстко. Многие наши «хотелки» зарубает на корню и не принимает даже самые обоснованные.

– Каков механизм обоснования?

– Мы предоставляем экономический расчёт, сколько стоит одна гигакалория, один куб холодной воды, показываем внешние затраты. Расклад такой: 60,1% у нас уходит на оплату газа (именно с его помощью греем воду), 12,4% — электроэнергия, 4,5% — вода, которую мы покупаем у «Водоканала». Всего 77%, а если добавить 3% налогов, получается, что 80% тарифа от нас не зависит, это внешняя составляющая. Если что-то из этих параметров меняется, то и тариф меняется автоматически. То есть 4/5 стоимости нашей услуги не зависит от предприятия, от того, насколько эффективно оно работает. Затраты на оплату труда, заложенные в тарифе, составляют около 13%.

– А вы закладываете её повышение?

– Мы обязаны это делать, но в этом году запланированное повышение на 5% с 1 июля, не смогли сделать: денег нет. Надеемся, получится выполнить этот пункт договора к Новому году. Вот сложите и прикиньте: на развитие предприятия остаётся меньше 10%, на проведение текущих и капитальных ремонтов – не более 2%. Это очень мало…

– Но это, получается, такая же бомба замедленного действия, как в «Водоканале»?

– Да. Хотя, конечно, не до такой степени. Насколько возможно, ремонт оборудования, автоматизацию производства, капремонты на предприятии проводили всегда. Здесь очень квалифицированный и ответственный коллектив. Однако испытания сетей, которое мы перед отопительным сезоном проводим дважды, показывает, что количество порывов при этом увеличивается. Вот сейчас, после первой опрессовки их было 75. Всё починили, ещё раз прессанули – 45. Это говорит о том, что сети ветшают.

– Насколько развитию предприятия мешает задолженность населения?

– Это наш главный бич. На 1 августа оскольчане недоплатили нам 336 миллионов рублей. Это примерно 20-летние затраты на проведение капремонтов. На эти деньги можно построить современную котельную, повысить устойчивость сетей на порядок и забыть про всякую головную боль.

– А вам не платят своевременно только частные лица или юридические тоже?

– Есть и предприятия-должники. Мы с ними судимся, пытаемся «выбить» деньги. Если фирма в предбанкротном состоянии — инициируем банкротство, там, где видим, что есть средства в уставном капитале, основные фонды, с помощью которых она может расплатиться. Но процентов 80 — это население.

– Как вы с этим боретесь?

– По многоквартирным домам сборы с населения осуществляет РАЦ. Мы с ними активно сотрудничаем, разносим предупреждения, что существует законная процедура отключения услуги. Работаем с управляющими компаниями, подаём иски в суд. Это всё даёт эффект.  В то же время идём людям навстречу, ведь ситуации разные бывают. Кто-то на шикарном автомобиле к нам приезжает и говорит: «Не хочу платить и не буду!». А буквально вчера приходил мужчина просить рассрочку платежа: нахватал аж 8 кредитов, всем должен.

– Вы сказали, что в структуре тарифа самая большая доля – платежи за газ. Как складываются отношения с поставщиком?

– Мы постоянно в долгу перед ним, потому что жители платят нам позже, чем мы должны расплатиться с «Газпромом». Имеет место постоянный кассовый разрыв: я должен кровь из носа расплатиться вовремя, а от населения денег за свою услугу ещё не получил. Мы вынуждены брать кредиты и рассчитываться постепенно. Газовики это знают, но навстречу никто не идёт, исправно подают на нас в суд и взыскивают пеню за пользование чужими деньгами. Как говорил товарищ Ленин, «формально правильно, а по сути — издевательство». Но если бы при этом вовремя платило население, проблем бы не было.  Кроме того, несколько месяцев назад «Газпром» подписал соглашение с губернатором, где обязался построить 10 спортивных объектов на территории области (Старый Оскол в этот список не попал). Главное условие — область будет вовремя выполнять текущие платежи. На сегодня мы погасили задолженность даже раньше запланированного, вошли в график с прошлого месяца. Это только благодаря тому, что администрация заплатила свои долги (да-да, и она тоже!).

– Получается даже не замкнутый круг, а клубок какой-то: все всем должны! А как устроены подобные взаимоотношения в других странах?

– Не знаю. Но то, что на Западе нет такого понятия как «не платить» — это точно. Как это можно не заплатить за потреблённую услугу? А у нас запросто. Неделю назад пришла женщина, должна 80 тысяч. Ещё и с претензией ко мне: «Я многодетная мать! Вы знаете, каково это – детей воспитывать?». И я сижу, думаю: виноват, наверное…
А если серьёзно, несмотря на трудности, уверен, что к холодам мы подготовились, отопительный сезон проведём как всегда – без срывов.

Лариса ЧАЩИНА

Рубрики: Актуально   |   Наверх

Обсуждение закрыто.