Новости Оскола » Blog Archives » Между городом и деревней
Электронная версия газеты Новости Оскола

« ПредыдущаяСледующая »

Между городом и деревней

05.11.2014

История Незнамово: от одного двора до полутора тысяч душ

375 лет, это, я вам скажу – дата! Пять поколений вместили три цифры и тысячи — десятки тысяч судеб. Сколько вас, незнамовцев, было, теперь и не подсчитать. Доподлинно известно, что первыми поселенцами, обосновавшимися на реке Убля, стала
семья Незнамовых. Её глава — Лукьян Алексеевич — в 1639 году прибыл на службу в Оскольский край. По государеву указу ему определили владения из 13 десятин. Тут и образовался починок.

Незнамовым переселение в наш край далось нелегко. Уже летом татары разорили деревушки Ублинского стана. С февраля 1641 года по август 1642 года на Оскольский уезд татары нападали 22 раза. После этого жители у устья Убли долго не селились. Однако починок Незнамова сохранился. Уж больно выгодным было расположение! Росла деревня медленно: в 1782 году в ней насчитывалось 19 дворов и «106 жителей обоего полу»; основные фамилии – Базаровы и Емельяновы. Расцвет Незнамово начался после отмены крепостного права. Крестьяне сообща построили хлебозапасный магазин на случай неурожая, при поселении находились хозяйственная и винная лавки, кузница. Соседи приезжали к незнамовцам молоть хлеб и по кузнечным надобностям. Пожар 1912 года уничтожил деревню. Огонь некому было тушить: сельчане по случаю Успенья были в Старом Осколе на ярмарке. Деревню отстроили, но революция и коллективизация свела на нет усилия крестьян. А самых работящих из них – зажиточных – сослали на Соловки.

– Второе дыхание у Незнамово открылось в 60-70-х, – рассказывает глава поселения Виталий Маняхин. – Какой у нас колхоз был – гремел на всю область! Одних героев Соцтруда – три человека! Владенья колхоза «Большевик» тянулись аж до нынешнего вагонного депо! Выпасы и пашни были там, где сейчас Дубрава, Солнечный, Северный. А где «Версаль» – цвели яблоневые сады. Мы и бычков элитных, и хлеб выращивали, стада дойные – всё у нас было!

И это «всё» забрал город под новые микрорайоны. Взамен Незнамово получило магистраль и «трамвайку». Причём всё это идёт через центр села. Такого, хвалится Виталий Михайлович, ни у кого нет. Это определило дальнейшую судьбу Незнамово. Его жители, обитая вдали от городской суеты, между тем, имеют почти те же блага цивилизации, что и городские. Ну а если кому-то чего-то не хватает, вот он, Старый Оскол, сел в трамвай, и через 7 минут ты в городе. Маняхин шутит: «Мы уже не село, но ещё и не город. У нас всё под рукой. Вот здание администрации, где мы сидим: тут и почта, и РАЦ, и врач общей практики имеется, и «Одно окно». А в подвале – зал вольной борьбы. В двух шагах – Дом культуры».

nez3

Такая близость ко всему и вся стала фишкой Незнамово, и теперь уже не его жители потянулись в Старый Оскол, а мы – к ним. Да и не только мы. В 90-е сюда многие приехали из бывших братских республик. Настоящий интернационал образовался. Но больше всего выходцев, пожалуй, из Армении и Казахстана. «Фамилия Папян встречается теперь чаще, чем Базаровы», — говорит Владимир Харитонов, который заглянул в кабинет Маняхина во время нашего разговора с главой – бумаги подписать. Заглянул, и как-то сразу вписался. Дальше мы уже «соображали на троих» за чашками травяного чая. Эх, к чаю бы ещё лимон, что вырастил на подоконнике агроном Маняхин, но Виталий Михайлович пообещал, что лишь на День села срежет плоды.

nez1

По словам Харитонова, именно армяне первыми ушли в бизнес, а за ними уже потянулись остальные. Сам Владимир Юрьевич осознанно сменил Старый Оскол на Незнамово и занялся разведением крупного рогатого скота. В следующем году 24 года фермерствования отметит. Харитонов оказался ещё и творческой личностью (его резные иконы украшают местный храм), философом. «Знаете, кто такой кацап? – ошарашил с порога вопросом. – Ага, вы 164-ая, кто не знает! Как только встречу того, кто ответит, сразу сбрею бороду. Вот мы украинцев зовём хохлами. Ну это понятно, из-за их оселедца на голове, по-нашему – хохолка. А они нас кацапами. Дословно – «як цап» – как козёл. Вот я и завёл себе бородку (ну чистый Гребенщиков!)».

Продолжая тему приезжих, узнаю, что, несмотря на горячий нрав южан, все живут мирно: ни одного конфликта на национальной почве не было. Хотя южане вопросы ставят острее: ты глава, значит, должен то-то и то-то. Наши чуть с большим пониманием относятся к реалиям. Однако если нужно что, мы обращаемся к приезжим. И те же армяне – первые помощники. И ни один праздник без них не обходится. «Я так и говорю: как можно накрыть стол без ваших люля-кебаба и лаваша?», — улыбается Маняхин.

Но как только речь заходит о том, где работают жители Незнамово, глава серьёзнеет. Всего в селе полторы тысячи жителей. Процентов 60 трудоспособного населения работает на ОЭМК или его дочерних предприятиях. Ну и в городе, часть, понятное дело. Виталия Михайловича, похоже, такой расклад не слишком устраивает. Нет, против комбината он ничего не имеет: ОЭМК селу великое подспорье. Но что касается города, не могут все там жить.  Кто-то должен и на земле работать. Но у молодёжи установка на большие и, желательно, лёгкие деньги. А сельский труд тяжёл. Поэтому именно малый и средний бизнес — тот стержень, с которого начнётся восстановление деревень. Сейчас в Незнамово 14 семейных ферм, завод Юрия Колосова по обработке природного камня, два предприятия по изготовлению экструдеров и охладителей для комбикормовой промышленности, серьёзная компания «Гортехмаш» пришла…  В общем, позитивные сдвиги есть. Есть и перспективы. Если бы бизнесу ещё и не мешали! То один закон примут, то другой, то налоги поднимут, то кадастр введут. Многие уже еле держатся на плаву. А куда селу без предпринимателей?

Благо, город помогает. С теплотой вспомнил Виталий Михайлович экс-градоначальника. Его многие ругают, но именно при Павле Шишкине преобразились незнамовские школа, детсад, ДК, здание администрации, вместо бетонного памятника солдату появился медный, с водой стало меньше проблем. Маняхин уверен, что и новый мэр душой болеет за землю – сам-то деревенский, о проблемах селян знает ой как хорошо! «Только как я к нему что-то просить пойду, если в бюджете дыра? – спрашивает собеседник. – Мы хотя с Александром Викторовичем и земляки, пользоваться этим не могу: ему и так сейчас трудно. Если уж совсем невмоготу будет, тогда – да. Конечно, хочется, чтобы заасфальтировали все дороги и переулки (это 7 км), подъезды к кладбищу. Со временем всё решится. Пока же на это нет денег».

– Виталий Михайлович, объединение города и сёл в округ – благо, или нет?

– Как вам сказать… И плюсы есть, и минусы. Город, вроде как, без нас и обошёлся бы, а вот мы без него вряд ли. Согласно закону, деревни должны сами зарабатывать. Но из 19 сёл округа, у нас в таких условиях выжило бы только Сорокино из-за близости СГОКа. А остальным пришлось бы туго. В том же Незнамово колхоз не возродить: те земли, что остались, не годятся для растениеводства, они меловые. Одна надежда на бизнес и город. Но если первый пока становится на ноги, город давно помогает. И ведь ни одно село округа не забыто: всем поровну достаётся и заботы, и денег. Для нас объединение – благо. Но к деревне надо в корне менять отношение! Почему в 90-е мужики спивались, да и сейчас по стране пьют? Нет работы и нет внимания – в этом корень зла. А повернись государство к деревне, поддержи их, уверен, люди снова вспомнят корни. В городе-то тоже жизнь не сахар. Зря что ли из Москвы и других городов народ побежал? Там деньги можно зарабатывать, а жить нельзя. …Когда-то нас упорно хотели «слить» с городом. Не нужно этого делать. По моему глубокому убеждению, Незнамово должно остаться селом. И чтобы через 25 лет мы отметили 400-летие. А пока будем рады гостям на нынешнем Дне рождения села. Приглашаем и жителей Незнамово, и оскольчан 8 ноября, в 11.00, на площадь у ДК. Обещаю, скучно не будет никому, мы сумеем удивить.

В Незнамово ездила Лариса УЛЬЯНЕНКО

nez2

Рубрики: Всё внимание   |   Наверх

Обсуждение закрыто.