Новости Оскола » Blog Archives » «Чинить лавочки – не наша задача»
Электронная версия газеты Новости Оскола

« ПредыдущаяСледующая »

«Чинить лавочки – не наша задача»

12.11.2014

Работа депутатов глазами Ивана Потапова

Ещё в 2006 году президент Института современной политики Владимир Лысенко утверждал, что Госдума стала похожей на политический балаган. Депутаты порой вносят законопроекты, один другого абсурднее. Их цель — привлечение внимания к собственной персоне.

Политологи делят бесперспективные законопроекты на три типа: резонные, но непроходные в данной политической ситуации (это элемент предвыборной агитации); заведомо абсурдные, но логичные идеологически (заявления о лояльности власти, готовности «бежать впереди паровоза») и заведомо анекдотичные, но про которые услышат все и сразу. «Ограничить количество плохих новостей на телевидении», «женщин, вышедших замуж за иностранцев, лишать гражданства», «возвращение к летоисчислению по старому стилю» — эпатажным прожектам несть числа. К счастью, на фоне «старших братьев» наши народные избранники не выглядят такими «инопланетянами». Однако, что мы знаем о них? Что они есть, и что выполняют или не выполняют предвыборные обещания.

— Иван Васильевич, — обращаюсь к главному депутату округа Ивану Потапову. — Читатели жалуются: депутат не помог навести порядок во дворе, не приструнил зарвавшихся коммунальщиков и так далее.

— А мы и не должны «приструнять» и чинить лавочки, — отвечает председатель старооскольского Совета депутатов. – У нас три задачи: принимать новые решения, вносить изменения в уже существующие и контролировать их исполнение. Всё! В идеале. На самом деле мы, конечно, занимаемся и лавочками, и прочим. Но тут, скорей, срабатывает наш авторитет. К примеру, жалуется человек, что одно из коммунальных предприятий, ремонтируя что-то своё, повредило его забор. Напрямую приказать директору предприятия исправить я не могу — только попросить. И прошу. И мне, и другим депутатам в большинстве случаев не отказывают. …Депутат в месяц в среднем проводит 6 приёмов. На каждый записывается минимум 5 человек. Мы работаем со всеми, кто просит о помощи. Но объяснить людям, что не всесильны, сложно. Вот идут, неудовлетворённые решением суда, просят повлиять. Но как я на суд могу повлиять? Единственное, если закон не совершенен, его можно скорректировать или пересмотреть. Но опять же, мы можем только инициировать, а уж примет ли это к сведению Облдума (если закон региональный), или Госдума (если федеральный) – вопрос.

— И много у нас таких несовершенных законов? Часто краснеете за коллег из Госдумы, этих известных затейников?

— Вы провоцируете… Скажу так: ни к кому не могу залезть в голову и посмотреть: что движет им, когда он предлагает тот, или иной закон. Но вообще, чтобы сказать: удачный закон или нет – нужна статистика. Считаю неудачным тот правовой акт, который тормозит развитие экономики. Признаю, что у нас, порой, принимают законы, которые можно трактовать и так, и сяк. Принимают, не изучив положение дел на местном уровне. Ориентируясь исключительно на москвичей. Но мы-то с вами живём по-другому! И иметь в виду надо именно тех, кто живёт хуже. А столица пересыщена деньгами. Ребята, опуститесь на землю! Подумайте, как удержать людей в сёлах, дайте им работу! Я сам с Тамбовщины. Был там сахарный завод графа Орлова. При нём – домики для рабочих, клуб, больничка. Здоровые-то и довольные люди лучше работают. Сейчас от тех построек ничего не осталось. Выходит, граф понимал: что к чему, а мы – нет?

— В СССР было популярно выражение: каждая кухарка может управлять государством. По мне, сомнительное утверждение. Чтобы управлять не то что государством, фирмой – массу законов нужно знать. Но с другой стороны, если во власти будет исключительно элита, кто представит интересы той самой кухарки? Как могут «верхи» знать, чего хотят «низы»? Они же оторваны от основной массы россиян.

— За всех говорить не буду, а за наших депутатов отвечу… Думаете, Мамонов не знает, чем живут его заводчане? Или Шляхов не в курсе проблем ОЭМКовцев? Мы не настолько далеки от народа, как это может казаться. Но вообще дилемма, соглашусь, есть. Однако думаю, депутат должен быть с опытом и образованием.

— Есть депутаты, за плечами которых стоят крупные предприятия, и которые могут финансово помочь им выполнить наказы избирателей. Но получается, нам выгодно выбирать именно таких, имеющих связи с «крупняком»?

— Получается, что так. Действительно, «Славянка», АТЭ, СГОК имеют возможность помочь. Но трёхстороннее соглашение в плане помощи на уровне области имеет только Металлоинвест. Вообще миллионеров среди депутатов мало, поэтому избранник, когда раздаёт обещания, должен понимать: есть у него почва для их выполнения, или нет.

— Участковые, коммунальщики делят округ на проблемные и не очень территории. К примеру, Макаренко – со всех сторон «не айс»: и жилфонд – сплошные общежития, и контингент в них ещё тот! А у депутатов есть проблемные округа?

— У нас 25 депутатов. Раньше, соответственно, было 25 округов. Но Совет депутатов II созыва сформировали по смешанной системе – 13 депутатов по партийным спискам и 12 – по одномандатным округам. И стало не 25 округов, а 12. Так что у депутатов работы, а значит, проблем, увеличилось в два раза. На мой взгляд, одномандатная система лучше, ведь для людей неважно какой ты партии – главное, чтобы работал. Кстати, не все знают, что мы — не освобождённые (есть основное место работы – прим. ред.) и трудимся бесплатно. У нас нет никаких преференций, никаких льгот, нам не «светит» повышенная пенсия. И у депутатов Облдумы та же ситуация.

— Зачем тогда люди рвутся во власть, если ничего, кроме работы это не сулит?

— А вы об этом у них спросите.

— Непременно. Но разумно ли это? Для чего человеку напрягаться, если он с этого не имеет ни копейки. …Хотя с другой стороны, если платить, сложится ситуация, что только ради денег и будут «депутатствовать».

— Мне кажется, нужно работать на альтруизме. Без оплаты. В этом изначально была суть. Это вроде как дело добровольное.

— А что толкового сделали наши депутаты за последние годы?

— Смотря кто в чём видит толк. Взять хотя бы этот пример: муниципальные рынки выставляют на продажу. Мы задаём вопрос: а почему? Нерентабельны? Так может, дело в плохих управленцах? А если они приносят прибыль, какой резон их продавать? Пусть докажут чиновники, что продажа – единственно верный выход. Дальше. Мы настояли, чтобы многодетных включили в число участников программы, обеспечивающей их муниципальным жильём. Кроме того, семьям, имеющим пять и более детей и одиноким родителям с тремя и более детьми, живущим в муниципальных помещениях, за счёт бюджета округа предоставили 100% льготу по оплате за наём. Чтобы поддержать население в социальном плане, мы приняли решение и определили категории граждан, получающих выплаты за счёт местного бюджета. Выплаты могут получить инвалиды боевых действий, пожилые, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, усыновители и прочие. …Думаю, нам не придётся стыдиться, когда будем отчитываться о работе. Хотя, конечно, не всё и не всегда проходит гладко. В 2015 году нужно решать вопрос о поднятии тарифов на водоснабжение и водоотведение. Конечно, это воспримут неоднозначно. Да, можно сделать популистский жест и оставить тарифы прежними. Но когда наступит коммунальный коллапс, нам же поставят в вину этот популизм: вы могли предотвратить разруху, но не сделали. Да и не только мы поднятием тарифов вынуждены спасать «Водоканал». И в Белгороде депутаты утвердили инвестпрограмму, согласно которой тарифы увеличатся.

— В моём понимании инвестиции делаются для получения в дальнейшем прибыли. Но что-то не слышно, чтобы тамошний «Водоканал» выпустил акции, вложившись в которые, народ сможет рассчитывать на дивиденды. По сути, это не инвестиционная программа — людей обязали проспонсировать модернизацию «Водоканала».

— Ну… наверное, формулировка, и в самом деле, неудачная. Возможно, нужно было по-другому назвать. Но суть от этого не поменяется: муниципальные предприятия нужно спасать, иначе плохо будет всем. Если хотите, это инвестиции в спокойную жизнь без отключений воды и аварий. В любом случае, мы решения принимаем не кулуарно, депутаты открыты: пожалуйста, приходите на обсуждения, предлагайте. Но пока старооскольцы не слишком активны: процентов 80, если не 90 обращений – личного характера. В масштабах города мыслят немногие.

Лариса УЛЬЯНЕНКО

Рубрики: Актуально, Городское   |   Наверх

Обсуждение закрыто.