Новости Оскола » Blog Archives » Спасти игрушку
Электронная версия газеты Новости Оскола

« ПредыдущаяСледующая »

Спасти игрушку

19.11.2014

Дети должны знать забавы дедушек и бабушек

— В идите? Ну, присмотритесь хорошенько? Видите разницу?

— По мне, эти глиняные барышни — точная копия друг друга.

— Да нет же! Та, что с ребёнком – это традиционная глиняная игрушка, а которая с кавалером – авторская. Наши предки так не делали! С ребёнком баб лепили, а с кавалерами – нет. Медведица с одним ребёнком на руках была, а с двумя – нет! Уточки – исключительно одиночные, никаких стаек! Это уже мы сами придумали соединять несоединимое. Потому и называется такая игрушка авторской. Но главная наша задача – сохранить как раз традиционную в том виде, в каком она дошла до нас. Но, к сожалению, в округе не осталось потомственных мастеров.

glin

glin2

Уголки губ мастера Центра декоративно-прикладного творчества Оксаны Рощупкиной опускаются. Ей и впрямь жаль, что не сохранилось людей, делающих игрушки так же, как лепили их бабушки и прабабушки. Вообще-то Оксана грустить не любит. Она – человек-солнышко, человек-праздник. Какая-то уютная, пластичная, совсем как глина, с которой девушка работает. Оксана мастер на все руки. В вузе её научили почти всем техникам декоративно-прикладного искусства: от иконописи до изготовления металлических колокольчиков. Только «ювелирка» пока —  Terra Incognita. Но всем занятиям она предпочитает глину. Из неё она создаёт иконы, декоративные тарелки, горшки, но главное – ненаглядные игрушки!

glin5

glin3

И здесь она достигла признания, какое к 34 годам получить крайне сложно. Она дважды народный мастер по старооскольской игрушке – Белгородской области и РФ. Чтобы вы понимали насколько этого сложно добиться, скажу, что на весь регион у нас лишь три «народника» по старооскольской игрушке. Почему повторяюсь про «старооскольскую игрушку»? «Народника» дают по каждому направлению. Не мастер всего и вся, а чего-то одного. Но одними званиями у Рощупкиной дело не обошлось. Её пригласили на Всероссийский фестиваль и выставку народной культуры в Сочи, на который съехались сильнейшие мастера из 85 регионов. Делегация Белгородской области — 10 человек. И среди  них — Оксана.

— Это что-то потрясающее! – делится впечатлениями моя собеседница. – Открытие и закрытие по масштабу, наверное, как на Олимпиаде, министр культуры был. Рассказывал, как важна культура.

— А он ничего не говорил почему, если она так важна, финансирование всё время урезают? Даже в год культуры денег выделили – кот наплакал.

— Нет, — смеётся Оксана. – про деньги ничего не слышала. Хотя для нас это вопрос важный. Мы совсем не шикуем, а выживаем. Если бы не помощь того же ОЭМК, не знаю, что бы мы делали. Металлурги купили новую обжиговую печь, реанимировали старую. Но единственное, чем могу их отблагодарить, вот это (Оксана достаёт из ящика тарелку с затейливым орнаментом и эмблемой спартакиады Металлоинвеста). На изготовление такой тарелки уходит день. Её нужно слепить, раскрасить, покрыть глазурью (такой порошок), обжечь. И не факт, что с первого раза получится. Это всё из-за пузырьков воздуха. Хотя глину мы покупаем, она всё равно не идеальна. И когда при обжиге пузырёк лопается, изделие взрывается. Чтобы такого не было, нужен экструдер. Это такой миксер. Но сейчас о нём только мечтаем. Поэтому брака хватает.

— А почему у вас покупная глина? Разве нельзя набрать её где-нибудь в карьере?

— Можно. Но в ней будут веточки, корешки, камушки. Если от лишнего воздуха такой эффект, представляете, что тут будет? Поэтому покупаем, у нас мешками заставлено. А замачиваем глину в старой ванне. Мешаем вручную. Так что процесс сложный и тяжёлый. Потрогайте мои руки, они сильные!

— Лепить игрушку всё время, разве это не скучно?

— Что вы! Я до сих пор благодарна директору нашего Центра, которая 13 лет назад позвала сюда, дала возможность раскрыться. Поначалу эти игрушки-свистульки я невзлюбила. А потом прикипела и сейчас жизни без них не представляю. Ну разве не прелесть (показывает «бледнолицую» барышню)? Да, она не цветная, лишь оттенки глины разнятся. Но именно так бабушки и лепили, на скорую руку, без росписи, мазнув сырой глиной по сухой. На утицу у меня уходит 5 минут (быстро-быстро мнёт глину и вот она, уточка!), хоровод из трёх баб и трёх мужичков (знаменитая авторская работа Оксаны) делаю за 2,5 часа, а раньше – за 5. Наловчилась. Но детям передавать знания не спешу. Выбор должен быть осознанным. Ведь ученик как минимум обязан быть не хуже мастера. А в идеале превзойти его. Ответственность большая. Это только кажется, что игрушка – дело несерьёзное. На самом деле, в ней – душа народа. А разве можно с душой кое-как?

Лариса УЛЬЯНЕНКО

glin4

glin6

Рубрики: Культурная жизнь   |   Наверх

Обсуждение закрыто.