Новости Оскола » Blog Archives » Ядерный гриб быстро развеялся
Электронная версия газеты Новости Оскола

« ПредыдущаяСледующая »

Ядерный гриб быстро развеялся

18.02.2015

s-icoИспытание атомной бомбы оскольчанин видел собственными глазами

С Владимиром Поляницыным мы познакомились вот при каких обстоятельствах. Он пришёл в редакцию с белгородской газетой и заявил, что всё, что там написано по поводу ядерных испытаний – враки! Всё было совсем не так. Мы заинтересовались: что же вызвало возмущение гостя? Оказалось, в статье говорилось о ветеране вооружённых сил, вспоминавшем об учениях с применением ядерного оружия в 1954 году на Тоцком полигоне Оренбургской области. Владимир Васильевич служил в то же время в том же месте. А попал он туда…!—noteaser—>

Испытание атомной бомбы оскольчанин видел собственными глазами

С Владимиром Поляницыным мы познакомились вот при каких обстоятельствах. Он пришёл в редакцию с белгородской газетой и заявил, что всё, что там написано по поводу ядерных испытаний – враки! Всё было совсем не так. Мы заинтересовались: что же вызвало возмущение гостя? Оказалось, в статье говорилось о ветеране вооружённых сил, вспоминавшем об учениях с применением ядерного оружия в 1954 году на Тоцком полигоне Оренбургской области. Владимир Васильевич служил в то же время в том же месте. А попал он туда…

s

За отличные показатели в боевой и политической подготовке, воинскую дисциплину рядовой Поляницын награждается фотографией под развёрнутым знаменем части. 1952 год.

Поляницын родился в городе Энгельс Саратовской области в 1931 году. Детство провёл в Казахстане. В 1952-м его вызвали в военкомат с вещами. Погрузили парней в товарные вагоны и повезли в Стерлитамак. Там 20-летний паренёк принял присягу и отправился служить в порт Шевченко, в топогеодезическую часть. На двух верблюдов погрузили  оборудование и вперёд — 20 километров по степи пешком. Три дня искали реперную точку, зарытую ещё в 1933 году. Нашли и начали тянуть тяжёлую 25-килограммовую ленту, делая замеры через каждые 5 километров. И так два с половиной месяца. «В палатки разрешали прятаться, только когда температура достигала 50 градусов», — вспоминает Владимир Васильевич. Вернулся в порт Шевченко, а через месяц его отправили в Гурьев, где наш герой резко поменял специальность, став, несмотря на 4 класса образования, главным по продовольственному складу. До конца службы Поляницын занимался доставкой и выдачей продовольствия офицерам. В 1954 году его перевели в Тоцкий лагерь. Часть принимала участие в строительстве 35-метровой деревянной пирамиды, в которую потом с 13-километровой высоты и сбросили атомную бомбу.

— В статье написано, что от взрыва пострадало местное население (это подтверждают многие источники, — прим. ред.), среди которого участились случаи онкологических и сердечных заболеваний, — высказывает недовольство Поляницын. — Но я развозил продукты, объехал весь лагерь вдоль и поперёк. Могу точно сказать: в радиусе 40 километров на время испытаний эвакуировали всех жителей! В районе остались только военные, около 45 тысяч. Взрыв был назначен на 11 утра, 14 сентября, однако любопытные начали собираться с 9.00. Впрочем, ближе чем на 20 километров всё равно никого не подпускали. Было тихое, безветренное утро – в такую погоду ядерный гриб заметен хорошо. Он быстро образовался и также быстро, но тихо развеялся. От пирамиды деревянной ничего не осталось: всё сгорело. Друг рассказывал: башни танков, которые рядом стояли, плавились. Через три дня мы с товарищами на грузовике поехали посмотреть место взрыва. Не получилось — километров пять не доехали, как нас тормознули солдаты, одетые в белую защитную форму. Они и нас, и грузовик облили какой-то жидкостью и отправили обратно.

С полигона Владимир Васильевич попал в казахский Челкар, где и встретил свою судьбу. Прасковья Михайловна работала проводницей в санитарном вагоне. 40 лет прожили, двух дочерей и сына воспитали. В середине 70-х супруга заболела астмой и ей посоветовали сменить климат. В 1976 году Поляницыны переехали в Старый Оскол. На комсомольскую стройку главу семьи не взяли: по возрасту не прошёл. Решил устроиться на завод КПД. Начальник цеха посмотрел трудовую книжку и удивился: такая толстая!

— За 30 лет работы на железной дороге было 60 благодарностей! — не без гордости говорит Владимир Васильевич. — Меня взяли бетон мешать. Через 4 года дали малосемейку, потом четырёхкомнатную, с сыном и дочкой до сих пор в ней живём. В 1982 году я ушёл было на пенсию, но через пару недель начальник зовёт обратно: некому работать. А у жены пенсия 80 рублей, да у меня 120, нам бы этих денег за глаза хватило. Но вернулся и проработал ещё 11 лет, до 1993 года. И то ушёл лишь потому, что поругался с директором тогдашним — они 180 тонн эмульсионного масла в землю слили…

— Владимир Васильевич, привыкли к Старому Осколу, считаете его своим?
— Давно привык. Вон сколько мест жительства пришлось сменить. А тут на 40 лет зацепился…

Лариса ЧАЩИНА,
фото из личного архива  Владимира Поляницына

Рубрики: Наш человек   |   Наверх

Обсуждение закрыто.