Новости Оскола » Blog Archives » Круги по воде
Электронная версия газеты Новости Оскола

« ПредыдущаяСледующая »

Круги по воде

05.11.2015

Издание книги вызвало неожиданный резонанс

О том, что нынешним летом вышел в свет замечательный альбом «Илья Хегай», писали и «Новости Оскола» (в №30 от 02.07.15 г.), и другие городские СМИ. Писали и о том, что эта книга, где нашлось место и биографической справке, и искусствоведческому анализу, и воспоминаниям людей, близко знавших Илью Николаевича, и фотографиям его картин, поступила в библиотеки города. Но, оказывается, с выходом альбома история только началась…

h3

Нет пророка в своём Отечестве…

Лариса Николаевна Анпилова, доцент СТИ НИТУ «МИСиС», автор одной из статей в книге, организатор и идейный вдохновитель её выпуска, рассказала, что при подготовке издания было отправлено множество писем и запросов по городам, где жил и творил Илья Хегай. На Дальний Восток, где он родился, в Казахстан, где начинался его творческий путь, в Рязань, Молдову… Писем с просьбами предоставить архивные документы, справки и, разумеется, фотоснимки картин, хранящихся в местных музеях. Но – увы. «Такого художника не знаем, его картин у нас нет», – к этой фразе сводился смысл большинства ответов.

– Это не могло не вызвать удивления, – поделилась Лариса Анпилова. – Илья Николаевич рассказывал, что некоторые работы он писал на заказ,  в том числе, для музеев. Грешным делом мы подумали, что в постперестроечные годы, после развала страны, неоднократной реорганизации учреждений культуры картины могли тихо перейти в частные руки или исчезнуть с закрытием какого-либо из музеев. Но в действительности всё оказалось любопытнее.

Экземпляры альбома «Илья Хегай» разослали по городам и весям. Адресатами стали примерно 20 крупных научных библиотек и столько же художественно-графических. По словам Ларисы Анпиловой, книгу отправляли туда, где она может заинтересовать исследователей-искусствоведов, где её смогут профессионально оценить.

Из Екатеринбурга, Рязани, Иваново, из лермонтовского музея-заповедника Тарханы и ряда других мест пришли письма с благодарностями. Самыми  интересными оказались два из них.

История закольцевалась

– Один из первых отзывов мы получили из Владивостока, из Дальневосточного федерального университета, – рассказывает Лариса Николаевна. – Нам показалось символичным: на конверте адрес университета: проспект Петра Великого. А ведь Илья Хегай родился в посёлке городка Шкотово, на берегу залива Петра Великого. Получается, история «закольцевалась»… Представители университета благодарили нас и с гордостью писали о том, что теперь будут заниматься изучением «творчества НАШЕГО знаменитого земляка». Это ИХ земляк – они написали…

Можно, конечно, поёрничать: дескать, что же за ИХ земляк, о котором до получения нашего издания они ничего не знали. Но, наверное, лучше порадоваться тому, что теперь живопись Ильи Николаевича добралась до Приморья, где наверняка найдёт своих ценителей. И понадеяться на то, что, возможно, искусствоведы и краеведы Дальнего Востока отыщут какие-то подробности детства художника. Ведь сегодня об этом периоде его жизни нам известно лишь по воспоминаниям Ильи Николаевича, которые мы можем прочитать в книге его друга — писателя и поэта Владимира Нешумова «Хроника жизни художника Ильи Хегая».

Художник славен героями

– Мы решили включить в альбом не только известные картины, но и некоторые наброски, этюды, которые показались нам наиболее интересными, – рассказала Лариса Анпилова. – Среди них были этюд «Барашки» и набросок портрета женщины с ягнёнком на руках. С этими работами у нас ассоциировался рассказ Ильи Николаевича о том, как он несколько дней на попутках в жуткую жару ехал в далёкий аул, чтобы написать портрет женщины-чабана: «Измучил её совсем. Жарко, она верхом на верблюде, в пиджаке с орденами, верблюд нервничает, не слушается…» – не без юмора делился художник воспоминаниями.

h4

h1

…После того как в музее Караганды увидели альбом, в адрес Ларисы Анпиловой пришло очень эмоциональное письмо. Оказывается, эти наброски Хегай делал для создания портрета довольно известной в Казахстане женщины – героя соцтруда Айши Менлибаевой. Портрет написан около 1960-го года, задолго до того, как Илью Николаевича приняли в Союз художников СССР. Получается, в Казахстане вполне могли рассматривать картину как «портрет известной женщины, выполненный неизвестным художником». Выяснилось к тому же, что полотно хранилось не в художественном, а в историко-краеведческом музее, как и некоторые другие картины кисти Хегая, поскольку на них запечатлены люди и эпоха края.

h6

– Теперь казахстанские искусствоведы просят старооскольских коллег «прислать всё, что только можно», – улыбается Лариса Николаевна, – потому что, говорят они, «Хегай – НАШ земляк», «мы будем изучать»…

Дань справедливости

Так чей же художник  Илья Хегай? Сторооскольский? Белгородский?  (Об этом до сих пор спорят любители живописи из нашего города и столицы региона). Чей он земляк? НАШ? Или ИХ? Не слишком ли мы увлеклись краеведением, забыв про монолитность страны? Забыв, что все мы – граждане России? (А в недавнем прошлом – Советского Союза).

– Это российский художник! – считает Лариса Анпилова. – А если точнее –  советский, российский художник (именно так мы отметили в книге). Да, это и признание масштаба его личности. И дань справедливости: Илья Николаевич родился на Дальнем Востоке, жил и работал в Казахской ССР, Молдавской ССР, а последние тридцать два года его жизни неразрывно связаны со Старым Осколом.
…Говорят, камень, брошенный в воду, не пропадает, круги от него расходятся очень долго. «Будем надеяться, наш труд не окажется напрасным, а издание этой книги послужит делу изучения творческого наследия мастера. Тем более, первые отзвуки уже появились», — подытожила Лариса Николаевна.

Елена СВИРИДОВА, фото автора

ИЗ ПЕРВЫХ УСТ

«Мы сами держали холсты»

Лариса Анпилова — о том, как создавался альбом «Илья Хегай»

– Об Илье Хегае написано немало. Но в основном в газетных публикациях. Научного анализа его творчества, исследования его биографии до сих пор не было. Даже в книге Владимира Нешумова можно найти, например, неточности в датах крупных выставок. В этом нет ничего странного, ведь это художественное произведение, написанное на основании дружеских бесед. Мы же старались сделать то, что называется научным описанием биографии. Поэтому опирались строго на документы: трудовую книжку, военный билет, архивные данные о крупных выставках, публикации в прессе (в  местных газетах, и не только) и т.д. Использовали материалы библиотеки краеведческого музея, библиотеки им. А.С. Пушкина, личные архивы Нешумова и Хегая. Сверяли даты и только подтверждённые факты включали в книгу. Так, например, всесоюзная выставка «Земля и Люди» на ВДНХ согласно одним источникам проходила в 1978 году, по другим – в 1974. Разобраться помогла публикация в небольшой газете «Кавказская здравница». Там перечислялись фамилии 30 художников, чьи картины были представлены на этой выставке. Оказалось – она проходила в 1972 (!) году.

…Книга изначально задумывалась как альбом, куда войдет как можно больше работ Ильи Хегая. Поэтому отдельной и очень важной частью его подготовки стала фотосъёмка картин, большинство из которых находятся в частных коллекциях. И здесь переоценить профессионализм фотографа Валерия Воронова просто невозможно. Вообще-то подобную съёмку нужно делать в специализированной студии, где есть крепёж, световое оборудование. У нас такой возможности не было. Съёмки проходили на открытом воздухе. Мы сами держали холсты, следили за тем, чтобы не было бликов…

…Но для выхода книги мало написать материал и сделать фотоснимки. Качественная книга – это ещё и качественные дизайн и вёрстка. Дизайн-макет книги делала Надежда Викторовна Стахурская – выпускница Московского полиграфического института, она же контролировала каждый этап выпуска книги: и печать пробного варианта, и весь технологический процесс.

…А главным организатором работы над книгой стал Михаил Васильевич Каширин. Технических вопросов было немало: предоставление транспорта (в поисках картин нам приходилось  ездить не только по Старому Осколу, но и в Белгород), корректировка рабочего графика фотографа, дизайнера, корректора… Команда, создавшая книгу, работала как часовой механизм – в результате альбом был свёрстан и издан в рекордный срок – мы сделали эту книгу за полгода.

— Пользуясь случаем, хочу ещё раз поблагодарить Андрея Алексеевича Угарова, — говорит Лариса Николаевна. Он оказался единственным человеком, под­державшим идею издания альбома Хегая. Особенно важным стало то, что нам не только профинансировали типографские расходы, но и предоставили редакционно-техническую базу для подготовки этого издания.

Рубрики: Культурная жизнь   |   Наверх

Обсуждение закрыто.