Новости Оскола » Blog Archives » Город православия и ислама
Электронная версия газеты Новости Оскола

« ПредыдущаяСледующая »

Город православия и ислама

03.11.2016

То, что вы не знали о столице республики Татарстан

_1-4

Что вы знаете о Казани, кроме общеизвестного «там живут татары…»? Вот и я, отправляясь в столицу Татарстана, обладала такими же весьма скудными и примитивными сведениями. А зря. Этот город поистине удивителен…
Кто такая Эби-патша?
Впрочем, тут автор лукавит: кое-что мне всё же было известно, а именно то, что расстояние 1250 км от Старого Оскола до Казани автобус ориентировочно преодолеет за 22 часа. Понятно, что восторга эти сведения не прибавили.

Многие называют Казань городом татар и мечетей. Но местные поправляют: «Казань – это город русских и татар, православия и ислама». И это справедливо: казанцев примерно 1 млн 200 тыс. человек, из которых 48,6% — русские, 47,6% — татары, остальные считанные проценты – чуваши, удмурты, марийцы, башкиры, украинцы… Но мечетей здесь и впрямь немало. Разрешение на постройку двух каменных мечетей в 1767 году дала Екатерина II, когда побывала с визитом в Казани. В Камер-фурьерском журнале за «мЂсяцъ май 1767 года» это событие описано подробно, приведём особенно милые выдержки: «31-го числа, в Четвертокъ, обЂденное кушанье ЕЯ ИМПЕРАТОРСКОЕ ВЕЛИЧЕСТВО изволила кушать въ залЂ, въ 36-ти персонахъ; въ продолженiе стола играно на валторнахъ и кларнетахъ… ЕЯ ИМПЕРАТОРСКОЕ ВЕЛИЧЕСТВО изволила забавляться въ карты и въ маскарадном платье быть не соизволила…» Первой каменной мечетью, возведённой по разрешению императрицы, стала мечеть Марджани в Старо-Татарской слободе (в честь Шагабутдина Марджани, который служил здесь имамом в XIX веке, до этого она носила названия Первая Соборная, Эфенди, Юнусовская). Мусульмане за это разрешение были очень благодарны царице и любя называли её «Эби-патша», что в переводе с татарского значит «Бабушка-царь», перевода императрица, наверно, не знала… Но благосклонность правительницы не родилась лишь из благих побуждений: назревала война с Турцией и как политик Екатерина II осознавала, что со своими мусульманами надо дружить. Тем более, что до неё здесь знатно «постарались» Иван Грозный, который, покорив Казань, разграбил её и уничтожил мечети, затем Лука Конашевич, насильно пытаясь крестить татар в озере Нижний Кабан, многих попросту утопил… Но, пользуясь милостью государыни, татары начали сооружать мечети выше православных храмов. Сей факт, как сейчас бы сказали, оскорбил чувства православных, и они обратились к императрице с прошением прекратить безобразие. Но ответ Екатерины Великой был мудрым: «Я отвела им [мечетям] место на земле, а небо подвластно одному Господу Богу». «Безобразия» продолжились, теперь их результат едва ли не в каждом квартале.
Что такое шамаиль?

_-5
Мечети совершенно не похожи на православные храмы. Во-первых, храмы называют в честь одного или нескольких святых (например, церковь Святых Апостолов Петра и Павла) или в честь значимого в православном мире события (например, церковь Успения Пресвятой Богородицы). Дом Аллаха чаще всего носит имя человека, его построившего, духовного лица (имама) или места, где он расположен. Во-вторых, в мечетях нет икон, ибо никто не знает, как выглядит Аллах. Единственное, что может присутствовать, это изречения из Корана, изображённые тушью, масляными красками на стекле или вышитые на полотне — шамаили. Часто их вешают в домах, над дверным проёмом. Нет также и строгих канонов по возведению мечетей, они могут выглядеть как обычный кирпичный дом. Говорят, для настоящего мусульманина мечеть – весь мир, молиться можно где угодно. Однако пятница – священный день, и прогул без уважительной причины трёх пятничных намазов выводит из ислама. В-третьих, вместо православного креста мечеть венчает полумесяц, острые концы которого направлены в сторону Мекки – «столицы» исламского мира. В-четвёртых, православные, заходя в храм, крестятся, тем самым отгоняя нечистые силы, мусульмане же достигают этого обязательным омовением (ислам – в прямом смысле слова очень чистая религия). Туристов в мечетях просят разуваться и поверх носков надевать бахилы, которые продают там же. На моё удивлённое «Зачем?» вежливо пояснили: «Вы ведь не мусульманка и омовение совершать не будете, а у нас здесь ковры шерстяные, за всеми туристами не настираешься». Что касается одежды, экскурсовод советовала наглухо замотаться платком, тщательно спрятав волосы, «дабы в мечети никто не испортил настроение». Является отличием и то, что женщины и мужчины в исламе молятся отдельно. Несведущие объясняют это по-модному резко — дискриминация несчастного слабого пола. Но это неправда: говорить, что женщине путь в мечеть закрыт, неверно, для них есть отдельные залы (заверяю, что по убранству они не уступают мужским). Но говорят, лучше всё же, чтобы женщина намаливала домашние стены, дабы отгонять нечистую силу, и, к тому же, не отрываться надолго от воспитания детей и ведения хозяйства.

9
Условившись, что Казань – город православия и ислама, стоит сказать и о православии. Все христиане знают знаменитую чудотворную  Казанскую икону Божьей Матери. История её находки — удивительна, история её участи – печальна. Нашли её благодаря сну, явившемуся 9-летней Матроне, а утратили благодаря ворам, позарившимся на ризы, щедро украшенные драгоценностями. Из показаний этих нечестивцев следует, что сам чудотворный лик они разрубили и сожгли… Однако к великой радости православных сохранились списки с этой иконы. Список отличается от копии тем, что иконописец, прежде чем приступать к работе, обязан соблюсти пост и получить благословение. Для создания копии священного образа это не нужно. Православных храмов в Казани и вблизи неё множество, они роскошны, многие из них – древние. Уж чего стоит остров-град Свияжск (тот самый, что построил Грозный в 1551 году, чтоб покорить Казанское ханство!) или Раифский мужской монастырь – передать сложно: поистине удивительные места с богатейшей историей.
Зачем посещают медресе?
Рассказ будет неполным, если не посвятить несколько строк татарскому быту, традиционной одежде. Татарский дом строился без единого гвоздя, крыша — из соломы, пол – земляной. Внутренних стен в татарском доме не было, функцию перегородок выполняли занавески. Покидать родителей было не принято, молодёжь обязательно жила со стариками. Выставлять личную жизнь напоказ считалось дурным тоном, потому дома обносили двухметровым глухим забором, который всячески расписывали, например, изображение солнца сулило достаток семье. Дом, раз уж он и так от чужого глазу припрятан, украшать не считали нужным. На окна красивых штор не вешали: были обыкновенные скатывающиеся занавески, прикрывающие пол-окна. Позднее (хотя и сейчас кое-где встречаются такие дома) на пол стали стелить доски светлого дерева, но их не красили. Для поддержания чистоты дерева в некоторых домах ходили в белых носочках. Номер нашей гостиницы выглядел вполне по-европейски, но на тумбочке у постели лежали Коран (в двух переводах) и Новый Завет. Молятся мусульмане 5 раз в день, так что наличие священных книг объяснимо, Новый Завет – дань уважения православным, которые, правда, так часто не молятся. К слову, мусульмане признаются: «Мы совершенно не боимся исчезновения Корана. Восстановим вмиг: огромное количество людей по всему миру знает его наизусть, до последней точки». И это не случайно: распространены медресе — школы, в которых досконально изучают Коран и комментарии к нему (у православных, как мы знаем, богословие изучали в церковно-приходских школах, ныне – в православных гимназиях, духовных семинариях и пр.). А теперь поразмыслим: многие ли причисляющие себя к православным не то что бы наизусть знают, но хотя бы вообще читали Библию?..
Из одежды больше всего поразили традиционно татарские сапожки ручной работы из кусочков разноцветной кожи, образующих причудливый, никогда не повторяющийся узор. Такую обувь и сейчас продают, но за немалые деньги: 15 500 рублей попросили с меня за пару. Местные говорят, что можно найти дешевле — надо знать, где искать. Существует легенда: когда князь Владимир совершал поход на Булгарское государство, к нему в плен попали несколько татар. Он отпустил их, произнеся: «Народ, который обул своих воинов в такие сапоги, не заставить платить нам дань». Был заключен мир. Всегда бы так…

3
P.S. Увы, автор ограничен форматом газеты, а рассказать про этот удивительный город хочется ещё. Поэтому статья в одном из ближайших номеров приоткроет читателю мир татарской кухни, поистине удивительной казанской архитектуры, расскажет об инфраструктуре этого города, знаменитых культурных и спортивных объектах…
Ольга РОМАШКИНА,
фото автора

Рубрики: путешествия   |   Наверх

    Один комментарий на запись “Город православия и ислама”

  1. Ольга Николаевна пишет:

    Очень интересная статья, спасибо автору!