Новости Оскола » Blog Archives » В одну телегу впрячь можно… поэзию и кино
Электронная версия газеты Новости Оскола

« ПредыдущаяСледующая »

В одну телегу впрячь можно… поэзию и кино

09.03.2017

Свидетелями удивительного эксперимента недавно стали старооскольцы

Вы когда-нибудь видели экранизации стихотворений? Последние дни донимаю знакомых этим вопросом. В ответ – удивлённый  взгляд и переспрашивание в духе: «Стихи??? А разве это возможно? Ты с прозой путаешь что ли?». Ничего я не путаю. Просто для меня в первый день весны стало откровением, что можно скрестить поэзию и кинематограф. Странно? О нет – волшебно! Искренне сочувствую тем, кто вечером 1 марта пребывал вне стен Центра молодёжных инициатив. Там творилось нечто…

 

_-(69)

В холле, зрительном зале – множество волонтёров. Они рассредоточились по местности едва ли не через пару метров. Любезные до противного, каждый здоровается с тобой, хоть и видит впервые, и ты, чтобы не обидеть, каждому отвечаешь «Здравствуйте!». Перегнули с учтивостью. Здесь прохладно: сдавать куртку в гардероб совсем не хочется. Впрочем, хватит ворчать, давайте уж о хорошем. В Старый Оскол приехали три московских звезды: актёр МХТ им. А.П. Чехова, Заслуженный артист РФ Анатолий Белый, актриса театра и кино Агния Кузнецова и актриса МХТ им. А.П. Чехова Юлия Чебакова. Они провели поэтический вечер, на котором живое чтение стихов Анны Ахматовой, Осипа Мандельштама, Бориса Пастернака, Марины Цветаевой чередовалось с демонстрацией мини-фильмов.
Артисты одеты в чёрно-белой гамме, на сцене три стула, рядом с каждым по стакану воды. Ничего лишнего. Их искусство чтения лирики поражает. Подборка удивительнейшая. Анатолий Белый и Юлия Чебакова в основном вели диалоги о любви, расцветающей и увядающей, страстной и даже порой переходящей в ненависть. Зритель вместе с ними переживал эти непростые отношения, возможно, кого-то даже захлёстывали свои переживания. Эмоции актёров настолько настоящие, что и само слово «игра» кажется неуместным. Ты веришь каждому слову, каждой улыбке или горькому смеху. Тебе тоже жаль несбывшихся надежд, о которых они говорят стихами поэтов, тебе тоже обидно, обидно так, что наворачиваются слёзы. А в голове мелькает глупое: «Зачем тушь на глазах? Зачем?! Зря!». В противовес любовным переживаниям – образ протеста, временами переходящего в агрессию и отчаяние, созданный Агнией Кузнецовой.

 

_-(1)

Мистическим совпадением показался момент, когда Анатолий Белый читал строки из «Вакханалии» Пастернака: «…Цветы ночные утром спят, / Не прошибает их поливка, / Хоть выкати на них ушат. / В ушах у них два-три обрывка / Того, что тридцать раз подряд / Пел телефонный аппарат…» И как только он произносит это, в зале раздаётся противный звонок не отключенного телефона. Неприятно, но удивительно вовремя.
Ну а теперь о самой идее экранизации стихов. На пресс-конференции, предварявшей вечер, говорили, что создание поэтических мини-фильмов – идея Анатолия Белого. Но если порыться на всемирной виртуальной свалке, где, помимо хлама, много чего и ценного валяется, становится ясно, что попытки создать ролики, за кадром которых читаются стихотворения, предпринимались ещё в советское время. Но, конечно, говорить о профессиональной съёмке, поставленной на поток, как о масштабном проекте, признаем, не приходится. Это были эксперименты. Вот как объясняет идею создания проекта «Кинопоэзия» его основатель Анатолий Белый:
— Дети сейчас не читают. У них клиповое мышление, им нужна картинка, образы. Нужно достучаться до них теми способами, которые они понимают. «Кинопоэзия» – просветительский проект, его задача повысить интерес к русской поэзии, передать ту мудрость, которая в ней таится. Чтобы дети взяли в руки томики, почитали. Мы хотим экранизировать школьную программу и прийти с этим багажом в Министерство образования, чтобы как дополнение поэтические мини-фильмы внедрялись в школах. В нескольких московских школах уже используют наши работы на уроках литературы. Также в кинотеатрах «Пионер», «Москино» каждый сеанс начинается с маленького поэтического мини-фильма. С апреля на телеканале «Культура» стартует проект «Минута тишины»: передачи будут прерываться нашими коротенькими фильмами.

 

Кадр-(6)

Открылся проект «Кинопоэзия» в день 217-летия со дня рождения А.С Пушкина – 6 июня 2016 года. Пока, по словам Анатолия Белого, он ориентирован на отечественную поэзию, но вполне возможно, что и зарубежной классикой тоже заинтересуются. «Мы открыты для всего. Нет ограничений. Но в первую очередь хочется русского, родного», — эмоционально добавил актёр. Он также рассказал, что над съёмками работают совсем молодые режиссёры и операторы (некоторым по 22-23 года) и известные актёры. Оборудование – самое современное. Всё это вместе – свежий взгляд на поэзию, множество экспериментов как с технической точки зрения (необычные операторские приёмы), так и с режиссёрской, актёрской. Ну что ж, довольно «лирики», выключаем свет, смотрим…
На экране поэтический фильм режиссёра Ивана Оганесова по стихотворению В. Маяковского «Скрипка и немножко нервно». Одинокий, помятого вида мужчина снимает истоптанные ботинки, надетые на босу ногу. Волосы у него всклокочены, на лбу выступил пот. В безнадёжном взгляде – неумолимая тоска. И вдруг… что это? Звуки скрипки. Он прислушивается. И тут начинается его трагическое излияние души: «Скрипка издергалась, упрашивая, / и вдруг разревелась / так по-детски, / что барабан не выдержал: / “Хорошо, хорошо, хорошо!” / А сам устал, / не дослушал скрипкиной речи, / шмыгнул на горящий Кузнецкий / и ушел. / Оркестр чужо смотрел, как / выплакивалась скрипка / без слов, / без такта, / и только где-то / глупая тарелка / вылязгивала: / “Что это?” / “Как это?”…» За кадром выкрики и плач музыкальных инструментов. На экране ты видишь боль. Поэта никто не слышит, не понимает. Как и скрипку, которая в оркестре меньше этих геликонов, барабанов, она и тише них, никто не хочет её слушать. Она плачет. Душа поэта тоже рыдает, бьётся в истерике. В бессилии падая на стул, лирик выдавливает: «Знаете что, скрипка? / Мы ужасно похожи: / я вот тоже /ору — / а доказать ничего не умею! … Знаете что, скрипка? / Давайте — / будем жить вместе! / А?”». Создатели ролика изучили биографию Маяковского, и Белый создал образ непонятого, бунтующего поэта необычайно точно. Он действительно орал свои стихи, известно, что, бывало, его закидывали яйцами, помидорами, стаскивали со сцены, а он опять взбирался и опять орал. Услышьте! Но слушать не хотели. Все пять минут фильма ты пребываешь в напряжении, душа актёра наизнанку. Ты переживаешь с ним, веришь ему. Талантище!
А вот фильм Валерии Гай Германики по стихотворению М. Цветаевой «Попытка ревности» вызвал разные эмоции. В вагоне неподалёку сидят девочка и мальчик. Лет 12-ти. Они тайком поглядывают друг на друга, как давние знакомые, не решившиеся вступить в разговор. И тут за кадром детский голосок Октавии Германики начинает читать: «Как живется вам с другою,- / Проще ведь?- Удар весла! / Линией береговою / Скоро ль память отошла…» И дальше взрослые отношения изображают эти самые дети. Одетые, они сидят на постели обнявшись… Тяжёлое молчание, накидывая верхнюю одежду, он уходит… Он сидит в кабаке за рюмкой водки… Она – в плену суеты, переживаний… По залу в эти мгновения проносится недовольный шёпот: «Что они творят? Зачем дети играют взрослые отношения? Кошмар!!!». Не могу согласиться, для меня эта интерпретация такого сильного стихотворения поэтессы – как бритвой по сердцу. Вдумайтесь. Любовь – чистейшее чувство, не терпящее фальши, лицемерия, хитрости. А кто может быть чище детей? Вот почему играют два ребёнка. Так выделил режиссёр среди всех (окружают их в фильме взрослые) двух влюблённых людей. Две чистые души! Бесподобно. Нет здесь разврата. Не вижу!
Интересными и сильными показались мини-фильмы режиссёров Ивана Оганесова
(С. Есенин «До свиданья, друг мой…»), Аксиньи Гог (Б. Пастернак «Земля»), Владимира Бека
(М. Цветаева «В огромном городе моём…»). Мы не станем пересказывать сюжеты, раскрывать интригу. Поэтические экранизации, в том числе и стихотворений А. Пушкина, Ю. Левитанского,
Г. Шпаликова, С. Аксакова можно найти в свободном доступе в Интернете (на YouTube есть канал проекта «Кинопоэзия»). Искренне советую каждому приобщиться к такому необычному синтезу поэзии и кинематографа, по-иному прочувствовать эти вечные строки.

Полосу подготовила
Ольга УЛЬЯНОВА, фото автора

Высокое искусство – в глубинку!

Мы просто не имеем права утаить от читателя информацию, озвученную на пресс-конференции. Фатима Мухомеджан, замдиректора благотворительного фонда Алишера Усманова «Искусство, наука и спорт», рассказала об открытии фестиваля искусств «АРТ-ОКНО», который как раз и открыл  показ «Кинопоэзии». Фонд организовал этот фестиваль, который знакомит небольшие российские города с известными театрами, музыкой, литературой, живописью. Ценности отечественной и зарубежной культуры теперь станут доступнее для миллионов людей. Фатима Рафиковна рассказала о создании сайта www.artoknofest.ru, на котором анонсируются события (уже размещена информация, что в мае в Старом Осколе побывает МДТ – Театра Европы со спектаклем «Жизнь и судьба», а также Национальный филармонический оркестр России под управлением В. Спивакова), на которые вскоре откроют электронную запись на получение билетов. Так что говорить о том, что приобщение к высокому искусству доступно лишь работникам ОЭМК, не приходится. К слову, на поэтическом вечере были и студенты старооскольских вузов, и библиотекари, и артисты нашего театра, которые, очевидно, не имеют никакого отношения к комбинату.

Рубрики: Актуально   |   Наверх

Обсуждение закрыто.