Новости Оскола » Blog Archives » Если быть – так лучшей!
Электронная версия газеты Новости Оскола

« ПредыдущаяСледующая »

Если быть – так лучшей!

03.08.2017

Старооскольская выпускница набрала по 100 баллов по двум предметам

Почти все родители хотят, чтобы их ребенок отлично учился в школе, а затем  поступил в престижный вуз. И для достижения этой заветной цели  чуть ли не с детсадовского возраста нанимают для своих чад репетиторов. А сколько беспокойства по поводу ЕГЭ, от результатов которых зависит судьба школьника, его будущее… Бедные дети целый год «нарешивают» задачки по профильному предмету, так что в конце концов начинают его ненавидеть. Но всегда ли нужно тратить столько денег  на репетиторов? И как, и сколько  надо заниматься, чтобы получить  как можно больше баллов?  Ответы на эти и другие вопросы попробую получить у  выпускницы лицея №3 Александры Сысевой. Она  медалистка, а самый главный для нас интерес в том, что она дважды «стобалльница», то есть набрала по 100 баллов по русскому языку и химии. Для нашего региона это уникальный результат в этом году.
У хрупкой девочки несгибаемый стержень, это чувствуется сразу. Она имеет свою точку зрения на все. «В первую очередь многое зависит от желания самого ученика достичь хороших результатов, — говорит Саша. — Без заинтересованности, углубленности в предмет ничего не получится. Я видела, как некоторые ребята ходили два года к репетиторам, отваливали немалые деньги и получали результат не более 70-80 баллов. У меня никогда не было репетиторов, я принципиально против. Уроки заканчивались где-то в три часа дня, а я возвращалась домой только в пять, то есть еще около двух часов проводила в школе — подходила к своим учителям, задавала им вопросы. И они были рады тому, что человек интересуется предметом, ведь успех учителя в успехах его ученика. Причем я  порой просто сидела и беседовала с учителем о чем угодно, параллельно обсуждая вопросы по предмету».
Но для этого в школе должна быть особая атмосфера, не так ли?  «Школа для меня — это не только  место где получают знания, — продолжает Саша. — Это без преувеличения второй дом. Я недавно прочитала, что сейчас опять в образовании делается упор на то, что учитель должен  не только передавать знания, но и воспитывать личность. Но у нас в лицее это всегда было. У нас учителя старой закалки, имеют большой стаж, они стараются всю жизнь так работать. Наши учителя  воспитывали в нас культуру, а культура — это терпимость к окружающим. Мы никогда не смеялись, не издевались друг над другом. Если у кого-то трудная ситуация — подойдем и поддержим. И я рада, что с первого класса училась именно в третьем лицее. Я слышала, что  не везде так. Ученики из другой школы рассказывали: подходишь во внеурочное время к учителю с просьбой о помощи, а он говорит: не понял – иди к репетитору».

 

 ds3LgIV3AzE(1)

Прошу рассказать Сашу о тех учителях, кто помог ей добиться успеха.
— Это, прежде всего, Светлана Владимировна Попова, учитель химии, учитель года. В душе ей всегда будет 18 лет. Я стала заниматься химией, потому что нашла общий язык с учителем. Но это не значит, что я страстно влюблена в  химию. Это может быть больше рациональный подход. Помните, цитаты из  произведения Тургенева «Отцы и дети»?  Там и про химика есть слова: «Порядочный химик в двадцать раз полезнее поэта».
Учитель по русскому языку Людмила Степановна Капба тоже дала не только знания, она вселила в меня какой-то боевой дух. Я с ней с пятого класса участвовала в олимпиадах, выполняла исследовательские работы. Она меня так напутствовала: «Выходишь и уверенно защищаешь свою исследовательскую работу, да так, чтобы все ахнули». ЕГЭ по русскому — дело непростое, надо было ответить на 24 вопроса и написать сочинение. Дали текст. В нем надо было  выделить темы, которые затрагивает автор, и по одной из них написать сочинение. Тема  была, кстати, интересная, о жизненной силе человека, то есть, какое бы горе ни выпало на твою долю, никогда не надо отчаиваться, надо идти дальше, не опускать руки.

 

IMG_20160531_210414

Много хороших слов можно сказать об  учителе математики – это наш  классный руководитель Ирина Вячеславна Белая. Она знала, у кого какие проблемы, кто чем дышит, но на весь класс никогда это не объявляла, а пыталась помочь. В классе есть отличники, хорошисты и троечники, и она к каждому нашла подход, помогала  проявить себя, раскрыть способности.
У читателя может возникнуть вопрос — каждый ли ученик способен достичь таких результатов, проявляя усидчивость, терпение, настойчивость в учебе.  В Саше Сысоевой с детского сада отмечали  способности к аналитике. «Есть дети, которым надо попробовать, чтобы понять, как это работает, а мне сначала надо понять, осмыслить, а потом делать».
Но это не значит, что Саша без труда ловила рыбку из пруда. Год был напряженный, она хронически не высыпалась. Приходила домой после школы, обедала, немного отдыхала — и опять заниматься. Родители ее приучили с детства: если за что взялась, иди до конца.
Но возвращаемся к ЕГЭ, который одни называют игрой в рулетку, другие проверкой знаний. «Целенаправленно к ЕГЭ, на мой взгляд, не нужно готовиться, нужно просто старательно учиться, — говорит медалистка. — Я стала «нарешивать» ЕГЭ только где-то в апреле. А до марта  у меня была одна задача: участие в московской олимпиаде школьников по химии. Я там заняла призовое место, это гарантировало мне поступление в вуз без экзаменов. Сначала хотела поступать в МГУ, но в этом вузе выпендриваются и требуют ЕГЭ по четырем предметам. Да я и не люблю Москву, как и мои родители. Выбрала  Санкт-Петербургский госуниверситет, химический факультет. При университете есть институт химии. Я приехала в город рано утром, сдала первая документы – и все.  В прошлом году всем классом мы посетили этот город. Санкт-Петербург – город, где училась моя мама. Это не только один из самых красивых городов мира с уникальной историей и архитектурой, но и город высокой культуры. Там мы подошли к женщине, спросили, как пройти туда-то. Она улыбнулась, и все рассказала. В Москве спросишь, и тебе, скорее всего, ответят однозначно: «Я не знаю». Такое впечатление, что каждый за себя и сам по себе.
Главное в жизни — уважение к другим. Из этого строится все поведение человека. Как ты посмотришь на другого, как ты ответишь ему. Вот никто не видит, а ты все равно не выбросишь бумажку на пол. А бросишь — значит, не уважаешь других. У нас в классе было много воспитанных парней и девушек. Девочка, с которой я сидела за партой, мне особенно нравилась. Она всегда была терпима. Никогда никого не обидела, не оскорбила. На протяжении  учебы мы с ней дружили. Опрятная, аккуратная, уроки у нее всегда сделаны, даже в одиннадцатом классе, когда ученики на некоторые предметы «забили» совсем.
Что такое интеллигентность? Это не только манера разговаривать. Это и когда человек может выслушать, не зацикливаться на своей точке зрения,  может быть, поменять  свое мнение, если согласен с другим».
Саша молода, и человеку в ее возрасте свойственен в определенной степени максимализм. А как девушка со складом ума ученого, она все подвергает сомнению. «Я иногда сижу и думаю: а зачем мне это нужно — заниматься наукой?»
В связи с этим у меня возник вопрос: а не может случиться так, что ей химия станет неинтересной. Учитель физики ей говорила: «Саша, если бы ты уделяла больше внимания физике, ты и в ней достигла бы успехов». Она набрала 76 баллов по физике практически без подготовки. Поэтому, если будет заниматься чем-то другим, то не менее усердно и ответственно».
Стоял солнечный день, мы сидели в тени деревьев на Бульваре Дружбы. И передо мной была уже не школьница, а очень интересная, мыслящая девушка. Чехов писал, что в человеке должно быть все прекрасно. Саша стремится к этому. В одежде она безупречна и лаконична. Говорит, что еще до недавнего времени была  девочкой-подростком с хвостиком на голове. А сегодня выглядит, как девушка. Есть у неё свой вкус. Вместо брюк предпочитает платье, с иронией относится к рваным джинсам.
Саша уже заработала свои первые деньги. За каждый 100-балльный результат впервые в Белгородской области выпускникам будет выплачено по 50 тысяч рублей, так что ее первая «зарплата» составит 100 тысяч. В какой-то момент нашего разговора Саша произнесла: «А зачем мне эти сто баллов, если целый год я не видела  жизни, целый год просто сидела дома и готовилась?» Мы минуту с ней помолчим, а потом вместе придем к выводу, что без таких издержек ничего нельзя добиться, а знания — это тот ключ, который открывает любые двери. И чем богаче багаж  знаний, тем больше возможностей. Материальной цели – заработать в дальнейшем много денег, купить что-то, пока в голове у нее нет. «Конечно, материальная часть играет большую роль, хоть и говорят, что счастье не в деньгах. Но ведь хочется, например, поехать  куда-нибудь  за границу, посмотреть мир. Но пока моя цель – стать достойным человеком, держать выбранную мной планку и не подвести родителей и учителей».
Жаль, что такие люди, как Александра Сысоева, уезжают из нашего города и, скорее всего, не вернутся, чтобы жить и работать здесь. И дело не в том даже, что «утекают» мозги, а в том, что молодежь с таким воспитанием и культурой в большинстве своем оседает в крупных городах. Нам бы наращивать эту прослойку настоящей интеллигенции… Пожелаем успехов Александре!

Татьяна КАГРАМАНОВА, фото из архива
Александры Сысоевой

Рубрики: Актуально   |   Наверх

    Один комментарий на запись “Если быть – так лучшей!”

  1. Валерий пишет:

    Замечательная статья. Думаю, что таких выпускников, пусть и не набравших 100 баллов, но так же здраво мыслящих, в Старом Осколе много. И ничего, что они едут учиться в другие города и даже в другие страны,- пусть учатся. Только очень жаль, что после учёбы они не смогут найти себе занятие на своей малой Родине с достойной заработной платой.

Оставьте комментарий.