Новости Оскола » Blog Archives » Мы – наследники еще неизвестного нам наследия
Электронная версия газеты Новости Оскола

« ПредыдущаяСледующая »

Мы – наследники еще неизвестного нам наследия

03.08.2017

Часто от людей можно услышать обывательское суждение, что нет разницы, как веровать в Бога. Недавно я общался с женщиной, которая посещает собрание одной из сект. Она говорит, мол, а что плохого, мы также верим в Иисуса, читаем такую же Библию, а на службах вообще сидим и это очень удобно. Попробуем с этим вопросом разобраться.
Итак, что же мы, православные христиане, единственные наследники Церкви Христовой, можем ответить на такое суждение?
Представьте, что вы приехали в родовой старинный дом, где жило много поколений ваших родных. Прогуливаясь по усадьбе, вы увидите каждую мелочь, в памяти оживет каждый закуток, пропитанный историей вашего рода. Вот столетний дуб, посаженный вашей прабабкой, вот вековой тульский самовар, лавки и стол, за которым еще ребенком трапезничала мама, вот ставни и резное крыльцо, сделанные руками прадеда. Неподалеку на погосте родные могилки тех, кто с черно-белых фотографий, висящих на стенах дома,  приветливо на вас смотрит. Здесь дорого все, каждый уголок, каждое письмо или открытка, – все здесь свято для благодарного наследника семьи.
Но вдруг на заднем дворе вы встречаете незнакомцев. Громко смеясь, они сидят в старинной беседке и обсуждают планы по сносу старых зданий и перестройке усадьбы. Захватив непонятным образом документы на дом и землю, приехав из других мест, они объявили себя единственными хозяевами и наследниками! Более того, размахивая перед лицом захваченными документами, они объявят вас самих самозванцами и попросят удалиться. Так на чьей же стороне окажется правда и закон? Ответ очевиден: конечно же, на стороне наследников, даже если кто-то завладел их документами.
Так вот. Всякий раз, когда перед лицом православного какие нибудь сектанты размахивают Библией, происходит примерно тоже самое. Какие-то люди завладели нашими документами, нашим достоянием, и теперь самоуверенно доказывают свои права на звание «настоящей церкви». Нам, православным христианам, нужно знать: Библия – это записанное Слово Божие святыми людьми и апостолами, она появилась в Церкви и только для Церкви.  Это наши святые записывали, хранили, передавали и даже ценой жизни отстаивали чистоту Библейского текста. Это на наших соборах Святых Отцов ограждался и сберегался корпус книг Нового и Ветхого заветов, от регулярных попыток еретиков что-то туда дописать или подправить. Еще раз: Библия появилась в Церкви Христовой и для Церкви Христовой. И потому удивляет, что некоторые так называемые «церкви», появившиеся 100-200 лет назад  в США, не стесняются того факта, что Господь Иисус Христос проповедовал на другом полушарии и в другом тысячелетии. Разрыв и отсутствие с Ним исторической и даже географической связи! А таких «церквей» сегодня почти семь тысяч. У них нет ничего – ни христианских памятников, ни святых, ни древних храмов и могилок древних праведников. В общем, ничего, что могло бы доказать их  право назвать себя наследниками, доказать принадлежность «к роду», к Христу и апостолам. Только самовольно взятый текст, который им не принадлежал, да дерзкий энтузиазм.
Вот, к примеру, цитата слов Иисуса Христа из Библии: «Я создам Церковь Мою и врата ада не одолеют ее». Они значат, что Иисус Христос уже две тысячи лет назад основал Церковь. Сразу и навсегда, не дожидаясь ни Мартина Лютера и его Реформации, ни Кальвина, ни Свидетелей Иеговы, ни кого-либо еще. Они значат, что связь с Христом есть у тех, кто изначально был с Ним, что только у Его Церкви есть история, есть выдающиеся люди (святые), есть их могилы и чудотворные образа, есть их письма, поучения, храмы, фольклор, обычаи, предания. Церковь живет две тысячи лет, и за это время мы унаследовали каждый камень, каждый древний храм, каждое письмецо и рукопись святых и праведных. И потому – мы наследники. Это мы можем взять в руки, скажем, поучения святого Василия Великого (IV век), Иринея Лионского (II век) или Иоанна Кронштадского (XX век) и понять, что это люди одного Духа, одной Церкви. Кроме нас, такой роскоши себе не может позволить больше никто.
Потому не надо размениваться на «зато у них можно сидеть на службе» или «там тебе помогают бросить курить» и так далее. Да и что, в конце концов, может еще предложить тот, у кого нет истории?! Поэтому мы, русские люди, оторванные в прошлом веке в советский период от своих обычаев и праздников, от своего культурного русского православного наследия, так легко иногда меняем первородство на чечевичную похлебку… Сидеть на службе? Да в  любой древней традиции «сесть» означало быть на равных; потому мы лишь с позволения начальника садимся в его кабинете. А уж если ты пришел просить прощения за оплошность в работе, и вовсе не дерзнешь садиться, лишь бы простили. Потому в православной традиции садиться в храме не принято,  ты приходишь предстать перед лицом Бога, просить прощения за грехи, куда там садиться. Да и нигде в Библии нет упоминания о молитве сидя! Вот как раз пример того, что православие ближе к библейскому стандарту: оно ориентировано на угождение Богу, а не человеку, чтобы ему комфортно было молиться сидя.
Потому хочется посоветовать изучать свое наследие, узнавать глубокий мир православного наследия Церкви и ее святых, их поучений, их жизнеописаний. Мы их наследники, и нам дано выбирать – идти по их стопам  или свернуть  в чужую сторону.

Николай ДУБИНИН, настоятель храма Феодора Стратилата

Рубрики: Актуально   |   Наверх

Обсуждение закрыто.