Новости Оскола » Blog Archives » «Говорил устами народа»
Электронная версия газеты Новости Оскола

« ПредыдущаяСледующая »

«Говорил устами народа»

15.02.2018

К 200-летию со дня рождения  педагога, журналиста и краеведа Петра Васильевича Малыхина

Он выступал автором газетных публикаций, которыми зачитывались и в богатых салонах, и в каком-нибудь затрапезном трактире. Он был талантливым педагогом и неутомимым редактором, и как истинный газетный деятель, так и не нашел времени, чтобы дописать автобиографию, предназначенную для своих детей. В нём кипела горячая любовь к родной почве, которая выплескивалась в его краеведческих исследованиях, но имя его для нас остаётся ныне по сути малознакомым. До сей поры так и не найдено даже рисованного портрета того, кто владел общественными настроениями провинции в 50-60-е годы XIX века.
Родился П.В. Малыхин 1 февраля (20 января по старому стилю) 1818 года в деревне Чужиково Нижнедевицкого уезда Воронежской губернии. Ныне это село относится к Дмитриевской сельской территории Старооскольского района Белгородчины. Поэтому имя Петра Васильевича по праву принадлежит и нашему краю.
Семья дворян Малыхиных была бедной, но его отец, участник Русско-турецкой войны 1806-1812 годов, заслуживший золотой крест за штурм турецкой крепости Базарджик, постарался дать сыну хорошее образование. Пётр окончил Острогожское уездное училище, затем с золотой медалью – Харьковскую губернскую гимназию. Сразу поступил на историко-филологическое отделение философского факультета Харьковского университета, куда был принят на казённый кошт как сын небогатых родителей.
Успешно завершил университетский курс образования в 1842 году и в том же году начал работать в Воронеже учителем латинского языка и отечественной словесности сначала в гимназии, а с 1851 года – в Михайловском кадетском корпусе. Молодой преподаватель быстро зарекомендовал себя мастером педагогического дела, умевшим заразительно преподносить слушателям свои предметы. Его высокое дидактическое искусство проявилось и в том, что он напечатал отдельными пособиями свою «Теорию сочинений» (1860 г.) и «Курс словесности для преподавания в женских учебных заведениях» (1861 г.). Для губернии это было не рядовым событием.
За отличную службу был произведен в статские советники, неоднократно поощрялся, а в 1858 году награжден орденом Станислава II степени.
Плодотворная учительская работа пробудила дремавшие в нём литературные задатки, тягу к журналистскому труду. Петр Васильевич начинает сотрудничать с  «Воронежскими губернскими ведомостями» — тогда единственным органом местной прессы, публикует  статьи по этнографии, археологии и истории края. Вскоре Малыхина приглашают в газету редактором её неофициальной части. Всего полгода состоял в этой должности – с 28 января по 19 июля 1847 года, — но успел приобрести значительный газетный опыт. При этом с учительством не порывал.
Под его руководством «Ведомости» стали интереснее, разнообразнее по тематике. Он предпринимал усилия превратить газету из казенного издания в орган энергичной умственной жизни губернского сообщества.
Нередко, отправляясь навестить родительское имение в Чужиковской волости, Пётр Малыхин намеренно отказывался от проселочных дорог, вконец разбитых, избирал более длинный, но зато не такой тряский маршрут по тракту, через Старый Оскол Курской губернии. Ему симпатичен был этот городишко с его многочисленными слободами, он бывал здесь в детстве, из хозяйства его отца на местную маслобойню каждый сезон доставляли подсолнечник. В его памяти навсегда остался вкуснейший, аппетитный аромат свежевыбитого янтарного масла. В Чужиково теперь проводили лето его сыновья. Когда выросли, стали военными. Старший, Николай, закончил службу генерал-лейтенантом, начальником жандармского управления Закаспийской железной дороги. Младший Владимир тоже дослужился до звания генерал-лейтенанта, но инженерных войск, командовал 4 саперной бригадой. Литературные гены отца передались и сыновьям, но особенно они проявились у Владимира Петровича, которого современники причислили к военным писателям. Его перу принадлежат, например, интересные «Воспоминания бывшего гвардии сапёра о войне 1877-1888 гг.»
Посещая родные места, Пётр Васильевич обязательно собирал новые материалы для своих краеведческих изысканий. Именно  Малыхина можно считать основателем этнографического направления в краеведении Черноземья — ему принадлежит первая публикация подобного характера. Она была посвящена быту крестьян родного ему Нижнедевицкого уезда и напечатана в 1853 году в первом выпуске «Этнографического сборника», издававшегося в Санкт-Петербурге.
В 1861 году вместе с Никанором Гардениным, издателем, владельцем книжного магазина, выпускает первый номер «Воронежского литературного сборника». Малыхин взял на себя роль редактора-составителя сборника, который замышлялся Никанором Васильевичем как периодическое издание. Но убытки от реализации сборника привели к разорению Гарденина, для погашения долгов он вынужден был продать свой магазин.
Однако лично Малыхина эта коммерческая неудача не обескуражила, в нём уже во всю бушевала энергия профессионально сформировавшегося редактора, жажда массового публичного слова, влиявшего на общественное мнение. Эта жажда нашла свой выход и благодаря общественным переменам в стране. Подоспевшая к 1861 году крестьянская реформа повернула Россию на путь капиталистического развития, раскрыла простор частной инициативе в различных сферах. В том числе в создании неправительственных, частных газет, хотя задолго до этого в некоторых городах страны уже выпускались издания подобного типа. А вот в Воронеже всё не находилось сил, которые бы замахнулись на такое дело.
Исторический шаг совершил Петр Малыхин — он выступил основателем и редактором первой частной газеты в губернии под названием «Воронежский листок». Первый её номер читатели получили в январе 1862 года, периодичность выхода была два раза в неделю.
Финансировал выпуск «Воронежского листка» его издатель, владелец типографии, купец второй гильдии Владимир Гольдштейн, страстно увлеченный полиграфическим делом. Ради этого ему пришлось даже принять православие — иноверцев в то время не допускали к такому занятию.
Газета имела характер буржуазно-либеральный — ратовала за развитие капиталистического крестьянского хозяйства, но и за всемерное расширение местного самоуправления.
В многочисленных корреспонденциях с мест приводились примеры сопротивления крестьян помещикам. «Листок» имел повсеместный успех благодаря этому обличительному направлению и дешевизне. У него были подписчики даже в Старом Осколе. Как сообщали «Курские губернские ведомости», получали здесь «Листок» 4 помещика и 1 крестьянин. Это было неплохо — на уровне подписки на столичные издания.
Популярной первую частную газету делали также имена авторов, которых привлек Малыхин, а это был цвет местной интеллигенции.
Особое внимание уделялось информации о местной общественной жизни, благоустройстве городской территории, положении дел в учебных заведениях.
Нужно только представить, каких неимоверных трудов потребовалось от Малыхина, а главное – какой характер надо было иметь, чтобы выдержать борьбу с самыми неблагоприятными условиями для постановки нового дела. На этот творческий подвиг Петра Васильевича особое внимание обратил Н.В. Воскресенский, помощник председателя губернского статистического комитета. К 300-летию Воронежа чиновник написал в 1886 году обширный очерк, посвященный истории местной периодической печати, где значительное место отвел и Малыхину. Автор очерка не сомневается:  основание и упрочение в Воронеже частной газеты — прямая заслуга Петра Васильевича, который шел к задуманной цели твёрдо даже там, где другой бы махнул рукой и бросил начатое дело. «Достаточно при этом знать, что весь его годовой литературный труд вознаграждался только 500 рублями, чтобы увидеть, что в этом деле играло главную роль далеко не материальное вознаграждение, а чувство более высокое, побуждения более возвышенные», — взволнованно отмечает Воскресенский.
Смелые, критические публикации Малыхина вызывали, естественно, недовольство властей. В 1864 году приказом министра внутренних дел «Воронежский листок» за «вредное» направление был приостановлен на 8 месяцев. Наказание на такой длительный срок обыкновенно влекло за собой полную потерю подписчиков и прекращение самого издания вообще. «Воронежский листок» с трудом, но сумел устоять, однако тучи над редактором и издателем продолжали сгущаться. В середине 1865 года Малыхина, который не прерывал своей педагогической работы, переводят в Тулу, в военную гимназию. Но через шесть месяцев, в январе следующего года, повелением императора она была упразднена, и Петр Васильевич вынужденно вышел в отставку, не дотянув каких-то полтора года до полного пенсиона.
Он вернулся в Воронеж, работал преподавателем до конца своей жизни в одном из старейших и лучших тогда городских пансионов – в пансионе Цецилии Депнер. Но кончина его наступила преждевременно — он умер 14 июля (2 июля по старому ст.) 1867 года. Автобиография, которую Пётр Васильевич набрасывал для своих детей, была доведена лишь до поступления его в университет, напечатана в 1881 году в газете «Воронежский телеграф». Именно эта газета в какой-то мере стала продолжательницей «Воронежского листка», выход которого прекратился в 1868 году.
Несомненно, П.В. Малыхин принадлежал к числу тех беспокойных просветителей, которые определяли уровень духовной жизни российской провинции. Как журналист, редактор, он отзывался живым словом на каждое значимое общественное явление. В своем очерке Н.В. Воскресенский  высоко оценил его гражданскую позицию, подчеркнув, что Пётр Васильевич всегда «говорил проникнутые теплым чувством речи и будил, вследствие этого, чувства других… Особенно сочувственны были его речи, касавшиеся русского патриотизма, — речи, в которых Пётр Васильевич, можно сказать, говорил устами народа».

Виктор ВЕРБКИН

Рубрики: Актуально   |   Наверх

Обсуждение закрыто.