Новости Оскола » Blog Archives » Золотая улыбка Востока
Электронная версия газеты Новости Оскола

« ПредыдущаяСледующая »

Золотая улыбка Востока

20.09.2012

Записки русских путешественников в Средней Азии.  Афганистан

Афганистан стал финальным аккордом нашего центральноазиатского турне. Страна специфическая и малознакомая иностранцам. Более 30 лет там с разной интенсивностью идёт гражданская война. И за негативным шлейфом известий оттуда редко увидишь информацию о том, чем живут день за днём простые афганцы. Но ведь существует и мирная сторона жизни. В современный Афганистан не ездят туристы, но с точки зрения этнографии путешествие туда – огромный опыт. Сразу после въезда в Афганистан, первое, что бросилось в глаза, – повсеместная пыль из пустыни. Пылью и песком покрыты улицы, машины, дома, торговые ряды, даже люди. В отличие от предыдущих стран советское влияние почти незаметно. Хотя в пустынях до сих пор лежат обломки нашей военной техники.

Мужчины ходят преимущественно в традиционных нарядах – широких рубахах, брюках, безрукавках. На голове либо платки, либо тюбетейки. Состоятельные афганцы по особым случаям надевают каракулевые папахи. Женщин на улице мало. Они носят синие и голубые бурки, покрывающие их тела с головы до ног. Лицо скрыто сеткой. После свержения талибов, при которых девочкам запрещалось получать даже начальное образование, а взрослым женщинам – появляться на улицах без сопровождения мужчины, ситуация с равенством полов стала улучшаться, но до европейских стандартов целая пропасть. Женщинам сложно найти работу, получить высшее образование, начать собственное дело. Во время многих занятий – от молитв до спорта – мужчины и женщины полностью разделены. В общественных местах на женщин нельзя пристально смотреть и фотографировать с близкого расстояния.

Большинство афганских строений очень просты, даже примитивны. Комнат и перегородок минимум. Дома в сёлах и небольших городках зачастую строят из глины и самодельных кирпичей. Здания обычно имеют один, максимум два этажа.

Выезжают расписные

От узбекской границы наша компания отправилась на автомобилях в Мазари-Шариф. Большинство машин афганского автопарка были сделаны 15 – 20 лет назад. Много японских марок (правда, с левым рулём), европейских меньше.

У афганских водителей своё представление о вместимости и прочности машин. Если надо, в легковушках размещается до 10 человек. Рекордсменами по вместительности среди легковых автомобилей являются советские «Волги». Таксисты с помощью дополнительной арматуры к раме приваривают вторую крышу, на которую сверху садятся люди. При этом забит и основной салон. На такой «Волге» могут перемещаться до 15 человек.

Автомобиль с работающим кондиционером – огромная редкость. Ехать с открытыми окнами тяжело, так как воздух летом настолько горячий, что возникает эффект фена.

Железных дорог в стране практически нет, почти все грузы перевозятся на грузовиках. Большой частью культуры афганских дальнобойщиков является декорирование своих автомобилей. Тягачи и прицепы расписывают сюжетами из местного эпоса, дополняют их деревянными украшениями, бахромой. Получается красиво и разнообразно. Это отдельная индустрия со своими мастерами и ателье. Похожие традиции в ещё более развитом виде существуют в Пакистане и Индии. Особым шиком среди водителей грузовиков считается иметь регистрационный номер одной из стран Евросоюза под основным афганским. Видимо, некоторые такие машины поступают на местный вторичный рынок из Европы со старыми номерами, и их стараются сохранить.

По загородным шоссе мы проехали порядка 200 км. И в тех местах был на удивление хороший асфальт. Трасса узкая, но ям и выбоин почти не встречалось. От дорог страны, где 30 лет идёт война, можно было ожидать гораздо худшего.

Знойный Мазари-Шариф

Северный Афганистан – самая безопасная часть страны. Мазари-Шариф – главный город этого региона. Стоит он посреди раскалённой пустыни, с мая по сентябрь дневная температура регулярно подходит к отметке +40 градусов и выше.

Водопровод, канализация, современная бытовая техника присутствуют только в домах состоятельных горожан, административных зданиях, гостиницах. Простые жители выливают отходы в придорожные канавы, туда же сбрасывают мусор. Органические отходы при этом гниют, разлагаются и испускают зловоние на жаре… Свежее мясо, другие быстро портящиеся продукты продаются на улице без намёка на холодильник. Не всегда и не у всех есть чистая вода.

Основные блюда местной кухни – плов из баранины с изюмом и орехами, шашлыки, кукурузный суп, лепёшки. На десерт едят абрикосы, арбуз, дыню. Алкоголя нет: в стране сухой закон. На чёрном рынке маленькая банка западного пива стоит 15 — 20 долларов. Таджикская водка в пластиковой бутылке с размытой этикеткой – 20 — 25. Более качественный крепкий алкоголь стоит 80 — 100 долларов.

Прощай, немытая столица!

Завершающим городом путешествия стал Кабул, столица государства. После Мазари-Шарифа он кажется мегаполисом: пробки на дорогах, масса людей – афганцы, иностранные военные, журналисты, миротворцы. В центральной черте города проживает около 600 тысяч человек, но с пригородами, говорят, получается 3 миллиона. Все проблемы современного Афганистана тут ещё актуальнее: грязь и мусор, безработица, нищета, наркомания, террористическая угроза. Но при этом столица есть столица. Здесь выше уровень жизни, больше возможностей. Люди едут в Кабул из провинций. Город стоит на одноимённой реке. За годы войн она превратилась в сточную канаву, вода с трудом пробивается сквозь кучи мусора. Под мостами собираются героинозависимые. Афганистан производит более 80% всего опиумного мака мира, неудивительно, что существует серьёзная проблема внутреннего потребления наркотика. На центральных улицах много попрошаек. Многие дети уже с юных лет заняты на тяжёлых работах.

В Кабуле чувствуется иностранное присутствие. Есть отдельные супермаркеты с западными товарами, в огромных объёмах завозятся привычные для иностранцев продукты вплоть до шоколадок и йогуртов. Существует отдельный рынок, так называемый «Обама маркет», где можно приобрести товары, поступающие для снабжения американских солдат.

Всё, что касается иностранцев, находится под усиленной охраной. Опасность терактов, нападений, похищений людей в Кабуле более чем реальна. Всё это происходит каждую неделю. Но и смертельно опасной зоной Кабул тоже назвать нельзя. Если вы появитесь в центре города без охраны, это не означает, что вам сразу же конец. Большинство обычных людей дружелюбны и гостеприимны. Многие приглашали нас к себе домой, готовы были предоставить жильё. К россиянам относятся хорошо. Вспоминают, что СССР строил дороги, туннели, коммуникации. В Кабуле остался целый район хрущёвок, где жили наши советники и военные. А вот бывший русский культурный центр облюбовали местные наркоманы – некогда одно из самых красивых зданий города находится в полуразрушенном состоянии.

В целом чувствуется, что люди устали от войны. И уж тем более не хотят возвращения к власти талибов, при которых был установлен режим средневековой религиозной диктатуры. Вот такие светские граждане и есть надежда на то, что после выхода основных сил НАТО «Талибан» не возьмёт страну под свой лютый контроль.

Ну а наше путешествие на этом подошло к концу. Пройдя порядка десяти уровней проверок международного аэропорта Кабула, наша молодёжная компания разлетелась по домам.

Кирилл КОРОБКОВ,

Алексей ЛАПИН.

Рубрики: путешествия   |   Наверх

Обсуждение закрыто.