Новости Оскола » Blog Archives » Dura lex, sed lex
Электронная версия газеты Новости Оскола

« ПредыдущаяСледующая »

Dura lex, sed lex

21.11.2012

…что в переводе с латыни значит «Закон суров, но это — Закон!»

В редакцию «НО» поступило письмо из Управления жизнеобеспечением и развитием Старооскольского городского округа с разъяснением нового порядка оплаты коммунальных услуг и просьбой опубликовать это разъяснение без сокращений и исправлений.

1 сентября 2012 года вступили в силу новые Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённые Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 года № 354 (далее — Новые Правила).

Новые Правила внесли значительные изменения в привычный порядок расчета  платы за коммунальные услуги. Это:

введение новой формы единого платежного документа,

разделение коммунальных услуг на индивидуальное и общедомовое потребление,

более жесткие требования к передаче показаний приборов учета,

сокращение срока неоплаты, с которого производится ограничение подачи коммунальных услуг,

изменение периодичности проверок правильности снятия потребителем показаний индивидуальных приборов учёта, и другие изменения.

Новый платежный документ разработан в соответствии с требованиями, определёнными Министерством регионального развития, он содержит полную информацию, необходимую для расчета платы за жилищно-коммунальные услуги, и не требует заполнения вручную. ЕПД не содержит отрывной части – извещения, и после оплаты полностью остается у плательщика.

Основной отличительной особенностью данного документа является  появление графы «общедомовые нужды». Именно эта графа, а в квитанциях на оплату электроэнергии  — строка, вызвала у многих как удивление, так и возмущение.

Но это не «произвол» и не «стремление получить дополнительные доходы», это – требование закона.

Новые Правила четко отделили коммунальные услуги от жилищных. Если раньше часть коммунальных услуг, потребляемых на общедомовые нужды, мы оплачивали в составе жилищной услуги, то теперь законодательно услуги разграничены. Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 года № 354 были внесены изменения в Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждённые Постановлением Правительства РФ  от 13 августа 2006 г. N 491, согласно которым из состава работ и услуг по содержанию общего имущества многоквартирного дома исключены обязанности обслуживающих организаций по оплате электроэнергии, используемой на освещение мест общего пользования, а также на эксплуатацию лифтов.

Согласно нормам действующего законодательства, еще в июне 2011 года следовало бы вывести расходы по оплате электроэнергии  МОП из структуры платы за содержание и ремонт жилого помещения и осуществлять расчеты с потребителями услуг электроснабжения в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утверждёнными Постановлением Правительства от 23 мая 2006 года № 307 (далее – Старые Правила).

Однако, согласно Старым Правилам, расчет платы за коммунальные услуги при наличии общедомового (коллективного) прибора учета производился следующим образом: определялось соотношение между объёмом, определенным по показаниям  общедомового прибора учёта, и суммой объёмов поквартирного потребления (по счётчикам и по нормативам), и этот коэффициент применялся к начисленным индивидуальным объёмам услуг. Как правило, такой коэффициент был повышающим. Таким образом, если в многоквартирном доме установлен общедомовой прибор учета, но человек регулярно не оплачивал индивидуальное потребление, то груз ответственности за его неоплаченные услуги перекладывался на плечи соседей.

В связи с несовершенством такого метода расчета и в силу ряда других причин  было принято решение: не нарушать привычный порядок расчета до очередного пересмотра платы за жилое помещение для нанимателей жилых помещений муниципального жилищного фонда.

И только с 1 июля 2012 года, при установлении платы за жилое помещение для нанимателей жилых помещений муниципального жилищного фонда, в соответствии с нормами жилищного законодательства, из структуры платы за содержание и ремонт жилого помещения были исключены расходы на оплату электроэнергии. Таким образом, производить начисление платы за электроэнергию по местам общего пользования (МОП) в составе единой коммунальной услуги «электроснабжение» ОАО «Белгородэнергосбыт» должно было уже в июле 2012 года в соответствии со Старыми Правилами предоставления коммунальных услуг.

Тот факт, что плата за потребление электроэнергии на общедомовые нужды по многоквартирным домам за июль-август была предъявлена ОАО «Белгородэнергосбыт» потребителям только в октябре, обусловлен трудностями переходного периода. Более поздняя оплата не нарушает права потребителей, ведь в течение июля-августа электроснабжение многоквартирных домов осуществлялось бесперебойно.

Обращаю внимание, что если Старые Правила распределяли внеквартирное потребление пропорционально объёмам, то, согласно Новым Правилам, с 1 сентября 2012 года распределение объёмов услуг, приходящихся на общедомовое потребление, производится пропорционально общей площади жилых помещений. При этом новые Правила полностью исключают возможность «платы за соседа». В том случае, если потребитель, имеющий индивидуальный прибор учёта, в установленные сроки не передал сведения о показаниях этого прибора, ему будет произведено начисление платы за коммунальные услуги, исходя из среднемесячного потребления. Соответственно, эта величина будет учитываться при определении объёма общедомового потребления. И еще – в случае отсутствия жильца перерасчет возможен только за индивидуальное потребление. Общедомовое потребление граждане должны оплачивать независимо от факта временного отсутствия.

Заметим, что своеобразная форма протеста – вычеркивание из квитанций строки «общедомовые нужды»  приведет только к возникновению задолженности. Неоплата или неполная оплата какой-либо конкретной суммы распределяется пропорционально на все виды услуг. Поэтому в случае, если у граждан возникают сомнения в правильности расчета предъявленной суммы, им следует обратиться за разъяснениями к «изготовителю» платежного документа. В случае, если в базе содержатся неверные или устаревшие данные, при предоставлении соответствующих документов в обязательном порядке будет произведена корректировка.

Тем более, новые Правила ужесточают меры воздействия на должников по оплате коммунальных услуг.

При наличии у потребителя задолженности по оплате 1 коммунальной услуги в размере, превышающем сумму 3 месячных размеров платы за коммунальную услугу, исчисленных исходя из норматива потребления коммунальной услуги независимо от наличия или отсутствия индивидуального или общего (квартирного) прибора учета и тарифа на соответствующий вид коммунального ресурса, действующих на день ограничения предоставления коммунальной услуги, поставщик услуги имеет право ограничить или приостановить предоставление коммунальной услуги.

Хотелось бы обратить внимание граждан на необходимость своевременного съёма показаний приборов учёта и передачу этих показаний для формирования платежных документов. Сроки и способы передачи показаний указаны в платежных документах. От того, как своевременно и качественно мы сработаем по индивидуальному потреблению, зависит и справедливое распределение объёмов услуг, приходящихся на общедомовые нужды.

Работа по реализации Новых Правил продолжается. В недалеком будущем нас ждет введение нормативов потребления услуг электроснабжения и водоснабжения на общедомовые нужды. В тех домах, где не установлены коллективные приборы учета, а люди расплачиваются по индивидуальным приборам учета, расход энергоресурса, используемый на общедомовые нужды, остается не оплаченным и ложится на затраты поставщиков энергоресурсов. Поэтому, в соответствии с Новыми Правилами, после того, как вступит в силу Приказ Комиссии по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области «Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг», потребителям, проживающих в домах, не оборудованных общедомовыми приборами учёта, помимо индивидуального потребления предстоит оплачивать внеквартирное потребление по нормативам потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды. Расчет будет производиться, как уже было сказано, по общей площади жилых помещений.

Естественно, что со временем мы привыкнем жить по Новым Правилам, привыкнем неравнодушно относиться и к день-ночь горящим лампочкам в подъезде, и к протечкам воды в подвале, и к распахнутым настежь дверям, и к выбитым окнам.

Если мы хотим меньше платить за коммунальные услуги, нам предстоит стать рачительными хозяевами не только в пределах своей квартиры.

Да, новые Правила не решают все проблемы в сфере предоставления коммунальных услуг, они содержат много недочетов и противоречий, но они – ПРАВИЛА!

«Закон суров, но это — Закон!»

МКУ «Управление жизнеобеспечением и развитием
Старооскольского городского округа»

Редакция благодарит Управление за предоставленную информацию, но не может не отметить, что разъяснения должны поступать в СМИ города гораздо раньше, ДО того, как жители получат счета с непонятно откуда взявшимися начислениями. Это поможет  всем сберечь немало нервов. Разъяснение содержит ответы на некоторые вопросы, которые в письмх или по телефону нам задавали наши читатели, но, к сожалению, не на все. Мы публикуем часть вопросов, «оставшихся за кадром», и надеемся получить ответы и на них.

1. Сведения с общедомового прибора учета автоматически снимаются системой в 24.00 последнего дня месяца. Показания же индивидуальных приборов учета снимаются гораздо раньше: согласно Постановлению — с 23 до 25 числа, согласно правилам, установленным РАЦ — до 20-го числа каждого месяца. При этом расходы электроэнергии на ОДН рассчитываются как разница между показаниями общедомового прибора учета и суммой потребленной жителями электроэнергии согласно показаниям счетчиков и/или существующим нормативам. Но, очевидно, при этом электроэнергия, потребленная жильцами в период между снятием показаний с индивидуальных и общедомового счетчиков, будет занесена в сумму общедомовых расходов. Не получится ли, что за одну и ту же услугу мы в результате будем платить дважды?

2. Много вопросов вызывает возможность контроля за показаниями общедомового прибора учета. Как  жильцы дома могут проверить показания этих приборов? Может быть, лучше ежемесячно вписывать в квитанцию показания общедомовых приборов?

3. Если в доме имеются нежилые помещения, используемые под конторы, магазины и прочее, как можно проверить, наличие у них счетчиков? Вносят ли эти конторы свою лепту в оплату ОДН, и если да, то по какому принципу начисляются эти платежи им?

4. Существуют «места общего пользования», фактически недоступные для контроля жителей многоквартирных домов – подвалы, чердаки, техпомещения. Известно, что свет там порой может гореть, не выключаясь, месяцами. Теперь работники ТСЖ тем более не будут заинтересованы в экономии электричества, раз уж оплата всех расходов переложена на жильцов. Как можно проконтролировать расход электричества в этих помещениях, и добиться его экономии? Тем более, что ключей от подвалов и чердаков у жильцов нет.

Насколько нам известно, скоро мы получим квитанции, в которых по-новому будет начислена плата за другие коммунальные услуги — водоснабжение, отопление и пр. Хотелось бы, чтобы Управление и на этот раз, и в дальнейшем, при любых нововведениях «играло на опережение» и заранее разъясняло жителям новые порядки и правила. Хотелось бы также знать во избежание вопросов и претензий «не по адресу», какие новшества принимаются на государственном, какие — на областном уровнях, а что находится в компетенции служб и Управлений округа.

Рубрики: Актуально   |   Наверх

Обсуждение закрыто.