Новости Оскола » Blog Archives » Смертью смерть поправ
Электронная версия газеты Новости Оскола

« ПредыдущаяСледующая »

Смертью смерть поправ

17.04.2014

–  40 ударов плетей!

Кнут в руке римлянина взметается вверх и падает на спину приговорённого.  Толстые ремни с кожаными шариками на конце вспарывают кожу. Взмах, ещё взмах. Сначала кровь сочится из неглубоких ран, а затем бьёт струями, кожа свисает клочьями. На спину страшно смотреть: вместо неё – кровавое месиво. Последний удар – наказание закончено. В полусознательном состоянии человека отвязывают от столба. Обессиленный, он падает на каменный помост. Толпа замерла: что дальше? Обычно бичеванием – если приговорённый выживает — всё и заканчивается. Обычно… Но этот случай особенный. Не убийцу, не вора наказывают, а того, кто посмел назваться Царём! Так венчаем его на царство!

Заметив кусты тёрна, римский офицер осторожно, чтобы не порезаться об острые колючки, ломает ветки и сплетает их в венок. Вот и корона! Солдаты с силой насаживают её на голову мученика. Шипы вонзаются в сосуды и алые ручейки прорываются из-под клинков-колючек. Мучители глумятся, плюют, бьют по лицу, один выхватывает палку и ударяет ею по венцу: ты же Бог, ты всё можешь, так отчего не отвечаешь, зачем терпишь?
Иисус из Назарета не отвечал. Лишь молил Отца небесного дать ему силы, чтобы выполнить предначертанное, пройти свой путь до конца.

От Антонийской крепости до Голгофы – чуть больше пятисот метров. Пятьсот метров унижения, плевков, злобных выкриков и невыносимой боли. Грубое бревно креста – Его Креста – впивается в истерзанные плечи, ноги подкашиваются, отказываясь нести эту тяжесть. В помощь Христу из толпы выхватывают Симона Киринеянина – он и несёт до Голгофы крест.  И вот оно, Лобное место! С осужденного срывают одежду, всю кроме набедренной повязки. Начинается распятие.

Эта казнь в древности считалась самой позорной, самой мучительной и самой жестокой. Таким способом умерщвляли только отъявленных злодеев: убийц, мятежников, преступных рабов.

«Цицерон эту казнь называл самой ужасной, — объясняют на православных сайтах. — Когда руки подняты выше уровня плеч, и человек висит, не опираясь на ноги, вся тяжесть верхней половины тела приходится на грудь. В результате этого напряжения мышцы грудного пояса начинают деревенеть и наступает асфиксия – удушье». Чтобы глотнуть воздуха, человек пытается как бы приподняться на прибитых к столбу ногах. Мучения длились несколько суток. Чтобы ускорить смерть, стража иногда перебивала голени распятого.

…Христа бросают спиной на бревно. Солдат находит углубление на кисти руки, и кованый гранёный гвоздь, перебивая нервный узел, входит глубоко в дерево. Палач переходит на другую сторону и ещё один гвоздь пронзает ладонь Иисуса. Левую ногу Богочеловека прикладывают к правой. У солдата это не первая казнь. Он знает – железный гвоздь нужно вбить так, чтобы он прошёл между маленькими косточками плюсны. Тогда смерть будет мучительней – человек сможет выпрямлять колени и приподниматься. Удар! Дело сделано. Теперь ещё табличку прибить над головой Распятого: «Иисус Назорей, Царь Иудейский», и можно поднимать крест.

Толпа, та самая толпа, что ещё несколько дней назад приветствовала Спасителя пальмовыми ветками, жадно ловит каждое движение обвисшего на Кресте Христа. Ему трудно дышать. Пытаясь найти точку опоры в своем же теле, прибитый пытается опереться на ноги. Точней на гвозди, которыми они пробиты. Но ладони тоже приколочены. И рука начинает вращаться вокруг гвоздя. Чтобы вздохнуть, нужно повернуть её вокруг покрытого зазубринами, с острыми гранями гвоздя. Боль в пальцах рук, мучительная и жгучая, пронзает мозг. Христос старается приподняться вверх, чтобы уменьшить эту боль, и центр тяжести тела падает на прибитые гвоздем ноги. Снова огненная агония – гвоздь прорывает плюсные нервы. Растянутые руки устают, страшные судороги сводят их мускулы. Нагрудные мускулы, а потом и межреберные парализованы. Распятый может вдыхать воздух, но не может выдохнуть. Углекислый газ накапливается в легких и крови, судороги на какое-то время утихают.

А внизу идёт грызня — римские воины делят то немногое, что осталось от казнённых. «Отче! Прости им, ибо не знают, что делают» — шепчет Христос.

Со стороны кажется, что Он мёртв: Его израненная спина не двигается по неотёсанному бревну вверх-вниз без конца, не пытается Он вдохнуть. Но Он жив – время ещё не пришло. …Околосердечная сумка постепенно наполняется сывороткой и начинает давить на сердце. Глубоко в груди появляется сокрушительная боль. Сдавленное сердце из последних сил качает тяжелую, густую инертную кровь. Измученные легкие задыхаются. Его бьет смертельный озноб. Из последних сил приподнимается Он на изуродованных ногах, глубоко вздыхает и взывает: «Отче! В руки Твои предаю Дух Мой».

Он воскрес «в третий день по Писанием». И крест — этот символ позора — стал символом победы добра над злом, жизни над смертью. И более двух тысяч лет мы радостно восклицаем: «Христос воскресе! Воистину воскресе!».

Лариса УЛЬЯНЕНКО

Рубрики: Пасхальное   |   Наверх

Обсуждение закрыто.