Новости Оскола » Blog Archives » Ох уж эти детки!
Электронная версия газеты Новости Оскола

« ПредыдущаяСледующая »

Ох уж эти детки!

02.04.2014

Чаще всего трудные подростки растут в неполных семьях

В сводках ежедневных происшествий подполковник Юрий Селютин частенько встречает знакомые фамилии. Вот, к примеру, один из недавних случаев: двое парней подрались, старший пырнул младшего ножом. «Читаю и понимаю: да это ж мои подопечные! Один – уже бывший, ему 19 лет. А другой, 17-летний, стоит у нас на учёте. И свела же их судьба за одним столом… До этой пьянки они и знакомы-то не были».

Юрий Селютин – начальник отделения по делам несовершеннолетних УМВД Старого Оскола. Таких историй, порой трагичных, порой забавных, он знает немало, хотя под пристальным вниманием полиции находится не так уж много подростков – 130 из более чем 45 000 детей и подростков, проживающих на территории городского округа. Каков же он, типичный малолетний правонарушитель?

– Если коротко, то мальчишки-подростки наиболее часто нарушают закон, когда им около 15 лет, – описывает Юрий Иванович своего среднестатистического подопечного. – В основном промышляют кражами, дерутся, нанося друг другу телесные повреждения разной степени тяжести. Из желания самоутвердиться курят, употребляют спиртное. Девочки же чаще попадают к нам за самовольные уходы из дома. Воруют реже. То есть наши среднестатистические подопечные – мальчишка-хулиган и девочка-бродяжка.

Любые дОроги дорОги

Подростков гонят из дома разные причины. Кому-то надоедает излишне жёсткий родительский контроль, у кого-то – постоянные семейные конфликты. Иногда уходят демонстративно, напоказ, если родители не могут или не хотят исполнить очередную прихоть любимого чада. Вот пример: девочка-подросток потребовала у матери 200 рублей на карманные расходы. Мать не дала, а девочка хлопнула дверью, на прощание сказав, что домой больше не вернётся. На следующий день полицейские отыскали беглянку у подружки.

Такие выкрутасы для переходного возраста обычны, особенно у детей с неустойчивой психикой. Но бывают и другие случаи. Не секрет, что в двух из трёх семей, состоящих на учёте в ОДН, очень низкий материальный достаток. И вот 17-летний парнишка сбежал из дома, но не стал нарушать закон. Автостопом добрался до Воронежа. Устроился подсобником на стройку, подзаработал денег и отправился дальше, в город Бирюч. Там его и обнаружили. За время отсутствия парень заработал себе на новенький ноутбук. Дома он не мог позволить себе столь дорогую покупку.

А есть особая категория – «идейные». У таких детей врождённая склонность к бродяжничеству. Они запросто могут уехать «погулять» в областной центр, а то и куда подальше. Юрий Иванович припомнил, как несколько лет назад один такой пацан сбежал аж на Украину. До границы добрался на попутках, мимо пограничников прополз в лесополосе, как заправский партизан – и приехал-таки к любимому дедушке в гости! Правда, семейная идиллия длилась недолго. Одну за другой беглец совершил четыре кражи, попался в руки украинским милиционерам, полгода отсидел в тамошней тюрьме – и как ни в чём ни бывало вернулся опять в Старый Оскол!

Отсижу, как надо, и вернусь

– Очень беспокоит нас рецидивная преступность среди несовершеннолетних, – продолжает Юрий Иванович. – Половина стоящих на учёте неоднократно нарушала закон. Бывают и такие дети, у которых за плечами по три судимости. Помню, мальчика из приличной семьи. В 2012 и 2013-ом он был трижды осуждён за кражи. Ещё один «криминальный лидер» за два года совершил без малого 30 преступлений, да каких! И кражи, и автоугоны, и грабежи, и нанесение телесных повреждений. А пацану всего-то 14 лет. В минувшем декабре попал под амнистию. И что вы думаете? Находясь на свободе, за два дня совершил три грабежа! Сейчас он арестован.

Одной из основных причин повторных преступлений подполковник Селютин считает излишнюю лояльность законодательства по отношению к малолетним правонарушителям. Если человек не несёт ответственности даже за тяжкое преступление – у него просыпается чувство безнаказанности. А такие случаи не так уж и редки.  Считается, что ребёнок, нарушивший закон, обязательно станет на путь исправления, только увидев перед собой сотрудника полиции. В 50% случаев так оно и бывает: раз попадётся подросток полицейским «на карандаш» — и становится тише воды, ниже травы. Особенно легко поддаются воспитанию девочки: для них стать на учёт в полицию – стыдно и непрестижно. А мальчишки зачастую бравируют асоциальным поведением, выясняя между собой, кто круче. Чтоб разрешить спор, идут в ближайший супермаркет: кто украдёт больше пакетов с кефиром – тот и победил! Домой ворованное не несут: родители, не ведающие о тайной жизни отпрыска, начнут задавать вопросы, полезут с нравоучениями…

Непутёвые родители

На учёте в Старооскольском ОДН – не только дети. Служба, которую возглавляет Юрий Селютин, контролирует 90 неблагополучных родителей. Это, как правило, люди пьющие, нигде не работающие. Удивительно, но дети у них почти всегда очень организованные, рано взрослеющие, способные позаботиться о себе, а порой – и о непутёвых маме с папой. Юрий Иванович утверждает, что почти все дети состоящих на учёте родителей ходят в детские сады и школы, следят за своим внешним видом, старшие хорошо учатся.

А откуда же берутся «трудные» дети? Как ни странно, в основном – из благополучных, непьющих семей. Порой у родителей на первом месте стоит работа, и они не замечают проблем взрослеющих детей, и появление на пороге инспектора из ОДН является для них полнейшей неожиданностью: дома-то дитя ведёт себя идеально!

Но главная причина кроется в отсутствии надлежащего воспитания. Трое из четырёх малолетних правонарушителей живут в неполных семьях. А что такое «неполная семья», знают все – это мать, оставшаяся с детьми после развода. Она и рада бы уделять детям больше внимания и сил, но вынуждена работать с утра до ночи, чтобы хотя бы одеть их и накормить. Папы после развода в лучшем случае ограничиваются алиментами, да и те, как правило, стараются сделать поменьше.

– Мы беседуем с такими отцами-алиментщиками, но никакого влияния на детей они не оказывают. И, создав после развода другую семью, не горят желанием принимать участие в воспитании «бывших детей», – печально констатирует подполковник.

Переходный возраст

– Все мы переживали переходный возраст, – усмехается Юрий Иванович. – Бунтовали, не понимали родителей, считали, что родители не понимают нас, порой дрались… Но черту закона старались не переступать! Детям я бы посоветовал помнить, что своё будущее человек строит сам. Есть такая хорошая пословица: береги платье снову, а честь смолоду. А родителям – уделять внимание детям, не отмахиваться от их проблем. Знакомиться с друзьями своих детей, вникать в то, что для детей важно, пусть с высоты прожитых лет родителям эти проблемы и кажутся несерьёзными. И конечно, не забывать о контроле! Помните: на территории Белгородской области действует закон, согласно которому дети и подростки до 16 лет не могут находиться на улице одни с 22.00, а до 18 лет – с 23.00. С начала года наши патрульные задержали на улицах ночью 46 подростков,  и большинство из них не состоят пока у нас на учёте. Родителям за невыполнение этого закона грозит штраф в 500 рублей.

Анализ подростковой преступности в Старооскольском округе за 5 лет утверждает: правонарушений не становится ни меньше (что плохо), ни больше (что хорошо). Уровень — в переделах среднестатистических показателей. За 2013 год несовершеннолетние совершили 82 преступления: 66 краж, 7 драк с причинением телесных повреждений, 6 грабежей, 2 угона и 1 разбойное нападение. 36 детей «ушли в бега». 24 преступления – групповые. Задержан 71 подросток, из них 9 девочек. 10 задержанных на момент правонарушения нигде не учились и не работали.

Наталья ЧЕРНОВА

Рубрики: Городское   |   Наверх

Обсуждение закрыто.