Новости Оскола » Blog Archives » «… Где нет конфликта, там нет интересного»
Электронная версия газеты Новости Оскола

« ПредыдущаяСледующая »

«… Где нет конфликта, там нет интересного»

17.09.2015

Впервые в Старом Осколе прошел молодежный медиафорум

11 сентября все те, кто неравнодушен к журналистике, пришли в Центр молодежных инициатив. Именно здесь впервые состоялся молодежный медиафорум.

– Одним из 15 направлений государственной молодежной политики является поддержка молодых журналистов. Профессиональных журналистов в нашем городе обучается не так много по сравнению со всей студенческой молодежью, но я уверен, что сегодняшнее мероприятие очень важно и ценно для всех присутствующих, потому что у нас большое количество молодежных печатных изданий, которые выпускают школьники и студенты. У нас много журналистов, которые выходят на профессиональный уровень. Сегодняшнее мероприятие пригодится тем, кто решит связать свою жизнь с журналистикой. Да и просто в обыденной жизни правила русского языка, правила красивой речи, думаю, пригодятся каждому, — уверен начальник Управления по делам молодежи Семен Двоеглазов.

mf2

Во  рту — кусок ваты

Будущие «акробаты пера и виртуозы фарса» могли выбрать любую информационно-образовательную площадку. Направление «радио» представила Наталья Захарова, главный редактор радиостанции «Европа Плюс» Старый Оскол.

— Хотелось бы сказать пару слов о потрясающем человеке — Ларри Кинге (настоящие имя Лоуренс Харви Зейгер, — прим. ред.). Это один из самых известных теле- и радио ведущих. Он начинал именно с радио — когда-то очень давно, еще совсем молодым. Это было в Майами. Пришел на радиостанцию и сказал: можно мне здесь просто побыть, посмотреть. Ему разрешили. Он ходил, наблюдал, учился, и в определенный момент директор радиостанции сказал: «Приходи, утром у тебя будет эфир. Ты будешь говорить, будешь делать то, что ты так хотел. Мне кажется, что ты уже готов». Кинг пришел, сел в эфирную студию, подождал и после новостей поставил песню. Затем подошло время говорить. Он сделал музыку тише и осознал, что говорить он не может, потому что во рту как будто большой кусок ваты, которую он не может ни выплюнуть, ни проглотить.Сделал музыку громче. Посидел еще какое-то время. Подумал, что все, пора выходить в эфир. Сделал музыку тише и понял, что по-прежнему не может говорить. Ком не исчезает. Он снова сделал музыку громче. Что люди слышали в это время из приемника? Да, музыку, которая становилась то тише, то громче. В какой-то момент открылась дверь. Залетел директор радиостанции и прокричал: «Здесь надо говорить». После чего Ларри сказал: «Доброе утро. Сегодня я вышел в эфир в первый раз. Я мечтал об этом всю свою жизнь. Я репетировал это весь уикенд. Пятнадцать минут назад мне дали новое имя. Я приготовил музыкальную заставку, но во рту у меня пересохло. Я нервничаю, а директор радиостанции только что пнул дверь ногой и сказал, что здесь надо говорить». С этого момента и началась карьера самого известного теле-радио ведущего — он начал говорить и больше уже не замолкал. Он встречался с политиками, спортсменами, звездами, мог разговорить любого человека, — рассказала Наталья Захарова. — Радио — самое интересное СМИ для меня, потому что оно очень искреннее, откровенное и личное. Мы разговариваем с людьми в прямом эфире. Да, порой мы не знаем, чего от них ожидать. Это всегда интрига, всегда нужно уметь «вырулить» из любой ситуации. В этом есть своя прелесть.

Важны детали

Помимо направления «радио», участники медиафорума могли посетить следующие площадки: телевидение, репортажная съемка, фотостудия и печатные СМИ. Причем последнее направление представил столичный гость. О том, как информацию сделать «сочнее», рассказал Алексей Сапкин, эксперт по кризисному управлению СМИ, журналист, специалист по PR, преподаватель МГУ им. Ломоносова.

— Надеюсь, я вас не разочарую. Хотя как любой преподаватель любого университета я страшный зануда. Придется вам с этим смириться, — смеется Алексей Сапкин. С «занудой» он явно погорячился. Мастер-класс прошел на одном дыхании. Как выяснилось, специализация у нашего гостя — довольно-таки любопытная — газетный доктор. Иными словами — тот человек, который «приводит в чувства» издание, испытывающее не лучшие времена. Результат — повышение его привлекательности для аудитории.

— Есть где-нибудь газетка. Это может быть заводская многотиражка, районная газета или региональная. Неважно. Но когда требуется что-то донести до читателей, оказывается, что ее-то никто не читает. Тогда заказчики могли обратиться в наше PR-агентство. Затем формировалась команда по «реанимированию» издания. В течение 2-3 недель мы проводили анализ, обучение, переобучение сотрудников редакции. Как правило, это помогало поднять тираж в разы. Иногда — на порядки, — пояснил Сапкин. — Основная причина, по которой газета «болеет» и «умирает» — неинтересность издания. Чтобы аудитории было понятно, Алексей Витальевич привел  несколько «диагнозов».

— Индекс Рыбалько-Курочкина составил 10 единиц. Интересно? Нет, вряд ли кого-то заинтересовало высказывание. Почему? Правильно, потому что оно непонятно, неоригинально, нет интриги. Это всего лишь какие-то непонятные цифры. Здесь нет подробностей, нет деталей. А что в первую очередь может таиться интересного в высказывании? Правильно, к примеру, поднялся индекс или упал. Если он составляет 10 единиц всегда и сегодня составил столько же, это неинтересно: ничего не изменилось. Но вот если вчера он составлял единицу, а сегодня уже 10 — это рост в 10 раз. Мы понимаем, что что-то резко увеличилось. И одно дело, если это индекс биржевых фьючерсов по отношению к золоту. Тогда большинству все равно, что произошло с этим индексом. Другое дело, если это индекс, положим, солнечной радиации. Хорошо бы узнать, а какой допустимый предел увеличения этого индекса. Быть может, он совершенно спокойно может варьироваться в диапазоне от 1 до 100. А может 5 — граница после которой начнется ядерный апокалипсис. И вообще, кто такой этот Курочкин? Все это — детали. Когда мы их начинаем выяснять, это помогает понять, что скучное неинтересное высказывание нам говорит на самом деле о чем-то важном и касающемся нас непосредственно, — отметил Сапкин.

mf1

Преподаватель МГУ Алексей Сапкин умеет привлечь внимание

В поиске интересного

Затем Алексей Витальевич привел еще один наглядный пример. На доске изобразил обыкновенную точку, которая впоследствии переросла в рыбу.

— Интересно? Нет. Нет никакой истории. Непонятно, что это за рыба: то ли сельдь в банке, то ли форель на сковородке,- говорит Сапкин. Он продолжает. Рисунок приобретает новые очертания — рыбалка. Появляется интрига: заглотит ли рыба червяка или нет? Видите, становится интереснее. Но может ли такая история нас заинтересовать настолько, чтобы мы купили журнал за 120 рублей? Навряд ли, — объясняет Алексей Витальевич. Он продолжает рисовать. На доске появляется лохнесское чудовище.

— Добавилась неопределенность. Мы не знаем, что именно произойдет: съест ли рыбка червяка или сначала чудовище заглотит рыбку и как все это отразится на рыбаке, который сидит в лодке.

— Так и создаются новости, — послышался голос из зала.

— Это важная реплика. Поясню, что мы ничего не создаем. Все это было. Мы просто-напросто расширяем рамки, исходя из того, что это реальная жизнь. И расширять мы их можем до тех пор, пока в них не попадет что-то важное. В свой рисунок я могу добавить дом рыбака, в котором живут дети. У них нет мамы. Рыбная ловля отца — браконьерство, но это единственный способ пропитания. Подходящая история для популярного журнала? Рамки можно расширить и в другую сторону. Нарисовать, к примеру, здание рыбнадзора, где сидит рыбинспектор. Сегодня он задумал наконец-таки поймать рыбака-браконьера. Рамки расширены настолько, что получается противостояние не только человека и системы, но и двух людей, у которых разное понимание о справедливости. Здесь появляется конфликт. Расширять рамки можно до бесконечности, и в итоге какая-нибудь интрига попадет обязательно. То есть интересное искать необходимо в контексте события.

По словам Алексея Витальевича, поиск интересного связан еще и с поиском конфликта, который порождает интригу.

— Любой серьезный исследователь журналистики вам подтвердит, что там, где нет конфликта, нет интересного. Есть конфликт, значит, имеется противоборство вариантов развития события. Даже если мы сообщаем о позитивной новости, следует попытаться найти того, кто недоволен тем, что происходит. Любую позитивную новость можно «докрутить», — подытожил семинар Алексей Сапкин.

На десерт, помимо теории участникам форума, было предложено выполнить практическое задание — создать и представить свой медиапроект, с чем форумчане отлично справились.

Кристина ГОДОВНИКОВА

Рубрики: Городское   |   Наверх

    Один комментарий на запись “«… Где нет конфликта, там нет интересного»”

  1. Представитель Oskol Journal пишет:

    На данный момент существует огромная масса различных СМИ, и читатель сам выбирает себе аудитора. Кому нужны всякие размышлизмы и обыденная философия? Это дело блогеров. Нужны события и факты, да попонятнее и покороче. Вместо того, чтобы жаловаться на то, как меняется мир и понятие журналистики в целом, нужно самому подстраиваться.