Новости Оскола » Blog Archives » Нестыковочка!
Электронная версия газеты Новости Оскола

« ПредыдущаяСледующая »

Нестыковочка!

14.04.2016

Сотрудники Управления образования считают, что современные дети зажатые и закомплексованные, поэтому с ними нельзя работать старыми методами

В Управление образования округа от родителей поступает много вопросов, связанных с учебной программой воспитанников детских садов. В редакцию «НО» также время от времени по этому поводу обращаются горожане. В первую очередь родители интересуются, почему детей в садиках больше не учат читать и писать.

– Мой ребенок в этом году идет в школу. Поэтому вопрос подготовки к обучению в нашей семье стоит серьезно. Я  как мама прекрасно понимаю, что неподготовленному ребенку в школе будет сложно. Особенно, учитывая, что большинство детей сейчас с самого раннего возраста посещают платные развивающие занятия. У меня нет дополнительных двух тысяч в месяц, чтобы водить ребенка в платный центр. В садике детей не учат читать и писать. А все знакомые, у которых дети уже учатся в школах, говорят, что в первом классе уже нужно владеть этими знаниями. Мы, конечно, занимаемся дома, многое уже умеем. А как быть людям, у которых нет денег на платные курсы и времени на занятия с детьми? Получается, их дети пойдут в школу заведомо отстающими? – недоумевает обратившаяся к нам читательница.

Моральная подготовка

Когда мы начали разбираться в этом вопросе, то поняли, что какая-то нестыковка тут действительно есть. Дело в том, что с 1 января 2014 года все дошкольные учреждения ведут свою деятельность в соответствии с федеральным стандартом дошкольного образования. Его особенностью является формирование успешной деятельности ребенка, то есть индивидуализация развития и позитивная социализация. Проще говоря, выпускники детского сада должны быть уверены в себе, любознательны, самостоятельны, положительно относиться к себе и окружающим, иметь развитое воображение. Специалисты считают, что важнее развивать у ребенка внимание, память и мышление, нежели давать готовые знания, то есть учить читать и писать.

– Современным родителям важно понимать, что стандарт допобразования – это стандарт условий, а не стандарт результата, так как в дошкольном возрасте развитие детей происходит неравномерно. Как же тогда этот стандарт обеспечит подготовку детей к школе? Цель садика – эмоционально, психологически развить ребенка. В первую очередь сформировать желание учиться. А также воспитать устойчивость к стрессам, к внешней и внутренней агрессии,  – рассказала начальник отдела методического сопровождения дошкольного образования старооскольского института развития образования Юлия Богомолова.

Также специалист уточнила, что стандарты дошкольного образования и начального школьного образования соблюдают преемственность по отношению друг к другу. И, несмотря на то, что детей в садиках не учат читать и писать, воспитатели формируют у них предпосылки к учебной деятельности. Например, детей учат выделять звуки из потока слова, развивают мелкую моторику, то есть обучают навыкам, которые потом пригодятся в школе.

– Дети в дошкольном возрасте читают неосознанно, это, скорее, автоматический навык.  Они затрудняются пересказать то, что уже прочли. Ведь главное – это осмысленное чтение. Занятия, которые воспитатели проводят в саду, как раз и направлены на то, чтобы ребенок научился понимать, что он делает, что читает, – уточнила Юлия Александровна.

Поколение NEXT

Специалисты утверждают, что содержание дошкольного образования по стандарту не меняется, меняются только формы взаимодействия с детьми, потому  что дети сейчас другие.

– С современными детьми нельзя работать старыми методами. Сейчас дети по-другому мыслят и воспринимают информацию. Современные дети – это дети сетевого поколения, они в большей степени живут в виртуальном мире. Они зажатые, закомплексованные, – считает Богомолова.

Также Юлия Александровна подчеркнула, что одна из задач стандарта как раз и направлена на их раскрепощение и развитие коммуникативных навыков: «Это в дошкольном возрасте важнее, чем получить механический навык письма и чтения. Чтобы, выходя из стен детского сада и переступая порог школы, ребенок  чувствовал себя уверенно».

Хотя, глядя на современных детей, сложно сказать, что они вообще имеют какие-то комплексы. Порой складывается впечатление, что нынешнее поколение абсолютно лишено комплексов, а многие из них делают только то, что хотят, совершенно не обращая внимания на мнение окружающих.

Необходимый минимум

А теперь посмотрим, какие требования предъявляют к первоклашкам. На сайтах местных школ есть целые разделы, посвященные будущим первоклассникам. Так вот там указан внушительный список знаний, необходимых ребенку при поступлении в школу. К примеру, будущий ученик школы должен уметь определять позицию звука в словах (в начале, в середине, в конце); различать гласные и согласные звуки, твердые и мягкие согласные; уметь членить слова на слоги; уметь использовать обобщающие понятия, подбирать определения к существительному; знать знаки +, -, =; уметь пользоваться арифметическими действиями, составлять и решать задачи на сложение и вычитание и т. д. Понятно, что часть знаний дается в детских садиках, но ведь не все. Хотя сотрудники Управления образования уверены, что приобретенных в садах знаний детям должно хватить в первом классе.

– Выпускникам дошкольных учреждений дается тот обязательный минимум, который необходим для поступления в школу. Ребенок, идя в школу, не обязательно должен читать и писать. В школу примут любого ребенка, – уточнила заместитель начальника Управления образования Светлана Халеева.

Примут всех

А что делать детям, которые в силу разных причин не посещали дошкольное учреждение? Не будут ли они, придя в первый класс школы, отстающими? Не вынуждают ли родителей новые стандарты отдавать детей на платные курсы подготовки к школе? Сейчас многие старооскольцы водят своих детей-дошкольников в частные центры, отдавая за занятия немалые деньги. То ли это дань моде, то ли родители понимают, что, не имея базовых знаний грамматики и счета, ребенку будет сложно в начальной школе. Но даже воспитатели в детсадах и учителя, которые ведут «подготовку» в школах, советуют мамам и папам серьезно подготовить будущего первоклассника к первому классу, чтобы у него не было проблем в самом начале обучения.

В теории, не ребенок должен быть готов к школе, а школа должна быть готова принять любого ребенка. На этом настаивают разработчики стандарта.

– Программа школы должна быть рассчитана на любого ребенка. Потому что дошкольное образование у нас вообще не является обязательным. То есть ребенок вообще может не ходить в детский сад. Но в первый класс школы он поступит в любом случае.  Поэтому программа в школах должна быть рассчитана на то, что дети приходят с разным уровнем подготовки, – рассказала Юлия Богомолова.

А вот насколько это реально происходит на практике? Понятно, что школьная программа в начальной школе не может «подходить» абсолютно всем детям. Есть четкие критерии, которыми руководствуются учителя, и очень сомнительно, что дети с разным уровнем восприятия и подготовки смогут одинаково усваивать информацию.

Наталья ПРИВАЛОВА,
фото из архива «НО»

Рубрики: Всё внимание   |   Наверх

Обсуждение закрыто.