Новости Оскола » Blog Archives » Медицинская перезагрузка
Электронная версия газеты Новости Оскола

« ПредыдущаяСледующая »

Медицинская перезагрузка

28.06.2018

СМИ уже не раз писали о предстоящей реорганизации старооскольской медицины — слиянии трех учреждений в одно. В продолжение темы на минувшей неделе прошла стратегическая сессия с представителями  организаций здравоохранения, где Светлана Немцева, и.о. главврача городской больницы №2, более детально рассказала об изменениях в оказании медпомощи взрослому населению.
Шаг за шагом
Новая стратегия предусматривает «коммуникацию с населением», «телемедицину», «аудит качества», «непрерывное образование», «пациентоориентированность». О каждом шаге — по порядку.
По словам и. о. главврача, коммуникация с населением предусматривает создание ситуационного центра в кабинете главного врача и реагирование на полученную информацию. Будет введено и анкетирование для мониторинга мнения населения о качестве медпомощи, опросы проведут независимые волонтеры. Чтобы развивать в целом данное направление, принято решение прибегнуть к помощи специалиста по связям с общественностью. Эту миссию будет выполнять Елена Чурилова, региональный редактор Бел.Ру. В ситуационный центр войдет и организационно-методический отдел.
— Это будет еще и учебно-методический центр. Он должен помогать заниматься непрерывным медицинским образованием, мы будем изучать модули, которые предлагает Министерство здравоохранения, — пояснила Немцева.
В планах — внедрить и телемедицину — удаленные консультации специалистов поликлиники и сельских врачей (возникает вопрос, а хватит ли врачам времени, и без того загруженным, заниматься дополнительными консультациями? — прим. авт.).
Третий шаг — аудит качества: сбор информации от службы «Скорой помощи», в том числе и информации о случаях смерти на дому; анализ структуры вызовов; выявление неправильных действий семейного врача, которые привели к необходимости вызова «Скорой», смерти. Потом семейный врач должен провести анализ случаев и предстать перед врачебной комиссией, в которую войдут независимые эксперты, сотрудники учебно-методического центра…
— Далее предстоит обучение в ситуационном центре, чтобы уже не допустить подобной ситуации, — объяснила Немцева.
Учиться, учиться и еще раз учиться
Непрерывное образование — еще один этап. Медикам предстоят еженедельные образовательные семинары, участие в дистанционных конференциях. А еще, как рассказал Юрий Журавлев, профессор кафедры госпитальной терапии НИИ «БелГУ», заслуженный работник науки и образования РАЕН, медики должны научиться держать себя в руках, дабы не разжигать конфликт с пациентами. Для этого придется отвыкнуть от использования рядовых фраз: «Вы не у себя дома», «Вы здесь не один, а у меня не десять рук», «Самая умная, да?», «Там все написано, читайте сами»… (Странно, что для профессора это «рядовые фразы», а не из ряда вон выходящие случаи, — прим. авт.)
— Сегодня весь мир живет по парадигме «образование через всю жизнь», а не «образование — на всю жизнь», как это было раньше. Врачу постоянно необходимо учиться. Поэтому мы планируем создать систему дополнительного профессионального образования на рабочем месте. Это самый оптимальный вариант, чтобы учиться профессиональным тонкостям, учиться гасить конфликты, изучая конфликтологию… — рассказал Журавлев.
А у них в Москве…
В планах у наших медиков — перенять и столичный опыт. Об этом подробнее рассказала Карина Шевелева, заместитель главного врача по поликлиническому разделу работы горбольницы №2, которая побывала с коллегами в Москве в поликлинике №175.
И в отличие от столицы (здесь уровень смертности почти в 2 раза ниже, — прим. авт.), в нашем городе ситуация нерадостная. На примере местной поликлиники со 100-тысячным прикрепленным населением, Карина Михайловна рассказала, что нагрузка на одного врача — порядка 4 тыс. пациентов. Укомплектованность врачами — порядка 50%, что приводит к низкой доступности медпомощи. Ожидание приема семейного врача — 2-4 дня, что не есть хорошо. Количество вызовов «Скорой помощи» — 388 случаев на 1000 человек, что на 15% выше норматива.
— Это происходит в связи с тем, что люди не попадают на прием к семейному врачу. И чтобы получить хоть какую-нибудь помощь, вынуждены вызывать «Скорую», — уточнила Шевелева.
Что самое страшное, заметен в округе и рост смертности. За 5 месяцев 2017 года — 9,8 на 1000 населения. За 5 месяцев 2018 года — уже 10,4 на такое же количество человек.
— Это те люди, которых, возможно, мы могли бы спасти, если бы были предприняты другие организационные меры. В этом есть наша вина, — считает Карина Михайловна.
Поэтому, исходя из общей сложившейся ситуации, медики предлагают изменить логистику амбулаторного приема поликлиники. В первую очередь — разделить функции семейного врача и медицинской сестры.
— Организовать врачебные подворные обходы — дорогое удовольствие. Уводя врача из кабинета, тем самым лишаем большое количество пациентов возможности получить консультацию в поликлинике. Предлагаем организовать подворные медсестринские обходы. Как квалифицированные работники, они с этой задачей справятся. Доктор будет разгружен от дополнительной работы, — отметила Шевелева.
Она рассказала и о других хороших принципах, действующих в столице, и которые нам тоже неплохо было бы перенять:
— Для нас было удивительно  то, что в Москве есть самостоятельные сестринские приемы. На них попадают предварительно отобранные врачом пациенты, либо те, которых медсестра сама обзвонила и пригласила. В дальнейшем доктор получает уже обследованного пациента и с ним работает. Второй хороший момент — служба неотложной медицинской помощи. Плановые семейные доктора на вызовы к  пациентам не выезжают. Это задача бригады неотложной медицинской помощи. Плюсы — огромные. Во-первых, наш доктор, приходящий на вызов, максимум имеет с собой тонометр, фонендоскоп. Если уж сильно повезло и выехала дежурная бригада, с собой будет чемоданчик с анальгином, но-шпой… Всех сотрудников мы этим не обеспечиваем. По сути доктор приходит побеседовать, посмотреть и пригласить на прием на следующий день для обследования. А бригады неотложной помощи действую иначе. Пациент сразу получает ту помощь, которую он получил бы при вызове «Скорой». В такой бригаде работает врач и два фельдшера. Доктор — главный. Он ориентирует фельдшеров, куда он должен съездить, если даже вчера об этом пациенте он не знал. Информация ему передается. Таким образом нет потерянных пациентов и упущенных моментов, когда, к примеру, «Скорая» обслужила вызов, а мы даже об этом не знаем. Еще один момент. У нас существует предварительная запись к докторам на две недели вперед. И эти плановые пациенты — в прерогативе. В Москве не так, работа идет на доступность: есть дежурные врачи и фельдшеры. То есть, придя в поликлинику, человек получит медпомощь в этот же день. Самое главное, что нет, как у нас, пациентов, которые заболели сегодня, а помощь доктора получат только через пару дней. Причем вся информация от дежурного врача передается семейному врачу. Даже если человек посетил поликлинику единожды.
Недавно начали действовать в Москве и патронажные бригады, посещающие пациентов, которые сами не могут прийти в поликлинику. Кроме того, в Москве есть и врачи, ведущие хронических пациентов, где организована сложная система наблюдения.
Так что, нам есть к чему стремиться. По словам Карины Михайловны, в планах — сформировать механизм взаимодействия семейного врача и узких специалистов в создании реестра целевых групп пациентов, требующих пристального наблюдения; формирование механизма обратной связи между «Скорой» и приемными отделениями стационаров.
Пока что все сказанное на стратегической сессии вызывает у нас много вопросов. Например, виноват ли в смерти человека только семейный врач? Возможно, что больного вовремя не осмотрели узкие специалисты, к которым попасть довольно сложно. Поэтому, посмотрим, что покажет практика. Хочется увидеть конкретные результаты, а не «бумажные» идеи.
P.S «НО» будут следить за дальнейшим развитием событий.
Василиса ДЕНИСОВА,
фото автора

Рубрики: Uncategorized   |   Наверх

Обсуждение закрыто.